Анатолий Батаев: «Университет остро чувствует болезни отрасли»

О взаимодействии вузов с промышленными предприятиями рассказывает ректор Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Анатолий Батаев.

— Одно из важнейших направлений в работе любого вуза — это подготовка специалистов под нужды конкретных предприятий. Для этого используются различные инструменты взаимодействия с крупными производственниками, бизнес-сообществом, госкорпорациями… Немалую роль играют и общественные объединения представителей бизнеса, такие как Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП) и Новосибирская городская торгово-промышленная палата (НГТПП). Как Вы оцениваете эффективность сотрудничества университета с этими структурами?

— Такие организации объединяют на одной площадке очень много разных людей, представителей различных предприятий. Такого уровня дискуссии, которые проводятся на их мероприятиях, одной организации, например, нашему университету, было бы сложно организовать самостоятельно. А НГТПП и МАРП удается эффективно объединять всех общими темами и целями. Они решают эту задачу, за это мы им благодарны.

— Какие инструменты вы используете при подготовке студентов для конкретных предприятий? Какие программы целевой подготовки реализуются в НГТУ НЭТИ?

— Условия реализации целевой подготовки в последние годы изменились. Если раньше количество предприятий, которые сотрудничали с университетами, было большим, то в определённый момент ситуация существенно изменилась: была увеличена ответственность предприятий и самих «целевиков», и это ограничило количество желающих. Однако есть и предприятия, и абитуриенты, для которых это не является препятствием.

В качестве примера можно привести АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва, которое находится в городе Железногорске Красноярского края и производит спутники, в том числе — системы «Глонасс». Мы с ними ведём подготовку целевиков: специалистов в области механики и электроники.

Другой пример — это завод имени Чкалова, который находится в Новосибирске. Для него мы готовим самолётостроителей и машиностроителей.

Недавно мы посещали «КАМАЗ», и там был поставлен вопрос подготовки специалистов в области электромеханики и силовой электроники. Сейчас мы с ними заключаем соглашение. Причем, предложение было не нашим, а предприятия.

— Помимо целевой подготовки, есть другие инструменты сотрудничества с предприятиями, например, прохождение практики?

— Конечно, при подготовке инженера практика имеет огромное значение. К сожалению, сейчас с этим стало намного сложнее. Когда я пришёл на первый курс машиностроительного факультета, нас отправили на завод «Тяжстанкогидропресс» — около 100 человек с потока. И мы буквально растворились на этом предприятии, даже почти друг друга не видели! Но когда началась перестройка, появились экономические проблемы, и, соответственно, начались проблемы с прохождением практики. Но сейчас ситуация восстанавливается, и те предприятия, которые выжили, понимают, что практика — это замечательный способ подобрать потенциальных специалистов.

Однако если раньше предприятия брали студентов буквально сотнями, то сейчас — по 5-10 человек в лучшем случае. Конечно, это связано с тем, что и сами предприятия стали меньше: если раньше были заводы, где работало по 30 тысяч человек, то сейчас таких в Новосибирске просто нет. Сегодня предприятие, на котором работает 1000 человек, считается крупным.

— Как Вы считаете, что можно сделать для развития связки «образование-промышленность»?

— Всё зависит от стабильности самих предприятий, а значит, и экономики страны в целом. Если в какой-то отрасли есть проблемы, это означает, что проблемы и у того факультета, который на неё работает. Например, радиотехника и радиоэлектроника. В Новосибирске было много крупных предприятий, которые относились к этой сфере, такие как Бердский радиозавод, производивший неплохую технику. Если бы это предприятие выжило, если бы его не распродали по кускам, а оборудование не сдали на металлолом, то я предполагаю, что сейчас оно бы могло конкурировать с китайской или корейской техникой. Но получилось так, что радиотехники осталось мало. Однако в настоящее время наблюдается оживление в этой отрасли.

Беда в том, что если в какой-либо отрасли есть проблема, длящаяся 10-15 лет, то мы не можем закрыть факультет на эти 15 лет, а потом восстановить. Потому что это научные школы, это специалисты, преподаватели… Значит, если есть болезнь в отрасли, то мы должны её вместе пережить в надежде на то, что ситуация исправится: обеспечить, чтобы специалисты не разбежались. А государство должно сделать так, чтобы отрасль не исчезала. Эту задачу не могут решить ни руководители предприятий, ни вузы. Это должна делать именно власть.

Были годы, когда половина очень квалифицированных сотрудников университета просто ушла, грубо говоря, на рынок торговать. Но половина осталась, потому что верила, что всё изменится. И в итоге многое действительно изменилось в лучшую сторону, но, к сожалению, далеко не так, как мы ожидали.

Президент России говорит о необходимости научно-технологического прорыва. Но президент один ничего не сделает: нужно, чтобы всё общество, все его элементы вносили свой вклад. Мы, университеты, со своей стороны, стараемся это делать.

— Если говорить о научно-технологическом прорыве, то НГТУ НЭТИ среди первых подключился к проекту Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов». У университета есть образовательные программы для будущих сотрудников синхротрона. Как Вы оцениваете перспективы в этом направлении?

— Возможно, ещё не все понимают потенциальную значимость проекта СКИФ. Мои сотрудники и аспиранты работали на подобных приборах во Франции и в Германии. И результаты, которые там получали, действительно очень интересны. Но исследования удавалось проводить буквально штучные, потому что эта процедура очень трудоёмкая и долгая. Сама съемка может идти час. А на СКИФе такое же исследование будет длиться микросекунду: за одну секунду можно снять десятки тысяч объектов. Конечно, объект ещё нужно подготовить. Но именно эта особенность позволит изучать на СКИФе сложные процессы, например, взрывные. Возможности, заложенные в СКИФе, на сегодняшний день можно оценить почти как безграничные. Они невероятно велики. На нем смогут проводить исследования биологи, вирусологи, медики, физики, химики, материаловеды, специалисты радиоэлектроники, даже археологи… Это очень полезный инструмент для ученых из самых разных сфер.

Наш университет понимает, что перспективы серьезные, и мы, конечно, не должны оказаться в стороне. Сейчас НГТУ НЭТИ вместе с НГУ определены как ключевые университеты по подготовке специалистов, в том числе — и исследователей, которые будут работать на СКИФе. И я вижу, что аспиранты, которые будут работать на синхротроне, чрезвычайно увлечены подготовкой будущих станций и постановкой задач для исследований на них.

— В послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин особое внимание, даже больше чем обычно, уделил вопросам высшего образования. В том числе анонсировал дополнительное финансирование развития инфраструктуры региональных вузов. Как Вы видите перспективы развития НГТУ НЭТИ в связи с этими планами государства?

— Нам остаётся только надеяться и верить, что это действительно случится. Для университета очень важно решение ряда проблем, которое без государства невозможно.

Нам уже давали хороший импульс в развитии в 2007-2008 году: огромной помощью стала Инновационная образовательная программа, когда бюджет вложил 640 миллионов рублей в оборудование, в стажировки молодёжи и повышение квалификации. Тогда мы закупили оборудование и обустроили лаборатории, в которых до сих пор проводим обучение и исследования. Благодаря этому наш уровень ощутимо возрос, стали возможны публикации в мировых журналах. И это позволило закрепить на кафедрах молодёжь. Потому что молодые люди сбегут, если им придется работать на оборудовании 1956 года. Сейчас тоже нужны такие программы, причем, хотя бы для ста университетов из разных регионов.

Другая, не менее актуальная проблема — это общежития. Необходимо, чтобы студенты могли комфортно проживать, готовить пищу, учиться (не в своей комнате, а в специальном помещении для занятий).
И еще одна важная задача — это организация так называемой постдокторантуры. Чтобы после защиты диссертации сотрудники могли ездить в разные университеты и работать там по обмену. Кадры — это очень важная проблема. Сейчас происходит стремительная смена поколений. Во многих вузах, в том числе в нашем, значительная часть преподавателей старше 70 лет. Они имеют колоссальный опыт, но, к сожалению, здоровье уходит. Поэтому нужно проводить смену поколений, пока не поздно.

 

Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *