Просвещение в законе

фолиант

Фото: language.az.

Какую просветительскую деятельность запрещают поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации».

С 1 июня 2021 года запретов в России стало ещё больше. Теперь к ответственности могут привлечь и за просветительскую деятельность вне официально утверждённых образовательных программ. Проще говоря, любое публичное выступление теперь можно засчитать распространением знаний и навыков «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Попасть под ограничения этого закона легко могут и лекторы, и блогеры, и тик-токеры, и юмористы, и писатели, и даже, например, проповедники. Ведь все они никоим образом не утверждены в качестве официально одобренных служащих, действующих по одобренным правительством образовательным программам.

Не удивительно, что законопроекту воспротивились многие. Петиция против него быстро набрала четверть миллиона подписей. На несуразность закона указали и многие учёные. Протесты поддержал даже президиум Российской академии наук.

И законопроект стали переделывать, смягчая формулировки и пытаясь найти удобоваримый вариант, чтобы и посыл «сверху» исполнить, и революцию не спровоцировать. Попробуем разобраться, насколько законотворцам это удалось. Вот, как они дополнили, к примеру, закон «Об образовании в Российской Федерации»:

— Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Продравшись сквозь все приведённые выше формулировки, легко приходишь к выводу, что запретить, ссылаясь на них, можно многое. Например, неясно, как именно будет устанавливаться степень достоверности приведенных фактов, особенно исторических.

Из поправок также создается впечатление, что благодаря поправкам свои позиции укрепили те, кто уполномочен вещать. Ведь любая критика со стороны неаккредитованного должным образом гражданина, похоже, может теперь считаться противоправным просвещением. А кто у нас имеет право «светить всегда, светить везде»? Судя по обсуждаемому закону, в первую очередь это госорганы, госучреждения и госслужащие.

Вот, что говорится в итоговой законодательной формулировке:

— Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вот мы и подобрались к самому забавному (если бы не было так грустно на всё это смотреть) моменту. В пункте третьем закона от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заявляется, кто же на самом деле будет определять, какое просветительство будет считаться разрешённым:

— Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Получается, что пока правительство этих постановлений не разработало, новый закон о просветительской деятельности никак на нашу с вами жизнь повлиять не в состоянии. А правительству теперь придётся поднапрячься, чтобы описать все виды, формы и методы нежелательного просвещения в стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.