Забытые артефакты далёкого прошлого

В Новосибирске их четыре. Четыре артефакта, магия которых ныне иссякла. Стала ненужной в век современных технологий.

Четыре памятника архитектуры, охраняемые государством. И если три из них — действительно как-то охраняют, то четвёртый признали памятником совсем недавно, в 2016 году, и никаких действий по его сохранению пока, похоже, не предпринимают.

Речь о железнодорожных водонапорных башнях. Живых свидетелях бурного роста Новосибирска, возникшего и окрепшего на пересечении двух торговых артерий: Транссиба и Алтайской железной дороги.
Мысленно перенеситесь в те времена, когда электровозы ещё не просто не были изобретены, а и не могли существовать на железной дороге, ибо до плана ГОЭРЛо оставалось ещё несколько лет, а до электрификации участка Транссибирской железной дороги — больше полувека.

Не было ещё даже привычных сейчас тепловозов, снующих на коротких, не электрифицированных, ответвлениях Транссиба. Первый тепловоз появился в Советском Союзе в 1924 году, когда железная дорога, соединившая Атлантический и Тихий океаны, уже вовсю действовала.

В годы, о которых идёт речь, грузы по железной дороге доставлялись одним лишь способом: на паровозах — от крохотных Черепановых — до могучих махин ИС (Иосиф Сталин) и ФД (Феликс Дзержинский). Для функционирования им требовалось две вещи: уголь и вода. И вот водой-то, в условиях отсутствия современных насосов и централизованного водоснабжения, их и снабжали железнодорожные водонапорные башни, о которых пойдёт речь.

В Новосибирске их четыре. Три из них — имеют имена, соответственно: Первая, Вторая и Третья. Они построены близ вокзала Новосибирск-Главный, в те годы бывшего ещё просто станцией с коротким названием «Обь». Четвёртая — относилась к Алтайской железной дороге и находится неподалёку от Новосибирска-Южного, раньше носившего имя «Станция Алтайская».

Судьба четвёртой, Безымянной башни — трагична. Забытая всеми, она заросла бурьяном, и медленно разрушается, стоя никому не нужной (но охраняемой государством) громадиной в частном секторе.
Башни №1 и 3 иногда в шутку называют башнями-близнецами, что в корне неверно. Они не то что не близнецы, ибо ощутимо разные по форме и конструкции, но даже и не двойняшки, так как построены в разные годы.

Первая башня (улица Движенцев, 16) — почти ровесница Западно-Сибирского участка Транссиба. Построенная в 1894 году, она является самой старой постройкой Новосибирска. Ещё не был достроен мост через Обь, а она уже стояла, возвышаясь над будущим городом, гордо обозревая окрестности. Ещё не было не то что Новосибирска, но даже и Новониколаевска, а она уже заправляла водой паровозы на маленькой станции в посёлке Александровском, которому суждено было превратиться в полуторамиллионный мегаполис.

Башня кирпичная лишь наполовину. Её нижний ярус выполнен из кирпича, а верхний — из дерева. После страшного пожара, уничтожившего треть Новониколаевска в 1909 году, важные для функционирования города объекты стали строить только из кирпича, поэтому её соседка, Третья башня — уже полностью кирпичная. Хоть пожар и не добрался до железной дороги, но власти понимали: следующего лучше не ждать.

Третья башня получилась самой красивой из всех. Выполненная из красного кирпича в 1912 году, она не менее величественно взирала на Новониколаевск, чем её старшая сестра, гордая своим возрастом и своим статусом ПЕРВОЙ башни города.

Вторая была построена в 1902 году. Возведённая по тому же проекту, что и Первая, она имеет кирпичное основание и деревянный ярус наверху. Расположена она примерно в километре от Первой и находится возле ещё одной важной железнодорожной достопримечательности города — тоннеля под Транссибом.

На въезде в тоннель вы можете найти самую древнюю из сохранившихся табличек города. Она сообщает о том, что тоннель «Построенъ въ 1913 г». Да, именно так, с дореволюционной орфографией.
Все три башни были взяты под государственную охрану ещё в Советское время, в 1987 году, как редкие сохранившиеся образцы инженерных конструкций конца XIX — начала XX веков.
А вот про четвёртую, Безымянную, забыли на долгие годы…

Безымянная, построенная где-то между 1913 и 1915 годами, ни разу не родственница трём сёстрам близ Главного вокзала. Алтайская железная дорога, паровозы которой она обслуживала, не только не являлась частью Транссибирского пути, но и не принадлежала государству. Ветка Новониколаевск—Семипалатинск была полностью частным владением. И, кстати, именно благодаря ей Новосибирск и стал крупным торговым городом.

Сколько городов, нанизанных на ось Транссиба, так и остались маленькими населёнными пунктами? Сотни! А Новосибирск, оказавшийся на перекрёстке двух торговых путей — с Востока и с Юга, вырос в могучий мегаполис.

Как и Третья башня, четвёртая полностью кирпичная, но существенно отличается от неё очертаниями и стилем. С незапамятных времён она была обиталищем асоциальных элементов, а потому находится сейчас в аварийном состоянии. Но в 2016 году активисты добились постановки её на учёт как объекта культурного наследия регионального значения и принятия башни на баланс мэрии.

За прошедшие пять лет в судьбе башни ничего не изменилось. Так и стоит она на пересечении Якушева и Декабристов, всеми забытая и даже неизвестная большинству новосибирцев, но ходят слухи, что на её реконструкцию и превращение в музей готовы выделить деньги из бюджета области.

И тогда, смею надеяться, башня оживёт вновь! Уже не в прежнем статусе гидротехнического сооружения, но откроет свои двери всем желающим как музей. Музей Алтайской железной дороги.
И моя большая мечта — чтобы от музея железнодорожной техники до этой кирпичной красавицы ходил экскурсионный вагон на паровозной тяге…

Ну а пока, проезжая или проходя мимо башен, прислушайтесь! Быть может, вы услышите паровозные гудки, звук которых ещё хранят их стены!

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *