Соберитесь семьёй, обливайтесь, плетите венки…

Фото предоставлены Еленой Коневой

7 июля в России отмечается главный традиционный летний праздник — Иван Купала. О том, каким он был в прежние времена, как изменился сейчас и как вернуть в свою семью утраченные традиции, «ЧС» рассказала хранительница русских обычаев из коллектива «Златица» Елена Конева.

— Насколько сильно изменился праздник Ивана Купалы?

— Таким, каким он был раньше, сейчас этот праздник уже нигде не встретить. В городской среде он вообще не отмечается, даже безуспешными попытками работников домов культуры его вернуть не удается — ничего общего с настоящей историей праздника то, что они делают, как правило, не имеет. Со стороны ДК есть желание традиции восстановить, но они, к сожалению, не только восстанавливают, но и видоизменяют праздник, причем, в плохом смысле. В итоге у подрастающего поколения складывается неправильное его понимание.

В целом же сейчас в Новосибирске даже дети не обливаются, может быть, только в отдаленных районах. Поверхностно сохраняется празднование только глубоко в деревнях, но лишь в отдельных моментах.

— Какие традиции еще сохраняются?

Все знают, что накануне Ивана Купалы есть ночь, в которую можно безобразничать, например, вытащить телегу на дорогу или раскидать поленья дров. Её называют по-разному: Ночь Творила или Ведьмина ночь. Эта традиция в деревнях сохраняется.

Кстати, это был хороший повод налаживания добрососедских отношений. В экспедициях по Новосибирской области мы узнали такую традицию. Например, живет рядом с вами сосед: или лентяй, или неряха, или у него денег нет, или здоровья… И у него плохой забор. Ночью соседи прибегали и ломали ему этот забор. Но, что особенно важно и ценно, утром все жители вместе собирались и чинили его. Русским людям вообще свойственна общинность — всё делать вместе. Но просто так ты не можешь прийти и сказать: сосед, как тебе не стыдно, у тебя такой забор. А вот таким образом, под предлогом Ночи Творилы, можно было помочь человеку, который сам по какой-то причине не мог с этим справиться.

Но в городе, если даже кто-то знает эти традиции (ведь, в основном, городские жители — это всё переселенцы из деревень), то никто их уже не соблюдает.

Что касается самого 7 июля, то главная традиция, которая сохраняется в деревнях, — это обливание водой. Но, в основном, она соблюдается в детской среде. Причем, как показывает печальный опыт, те дети, которые сейчас стали взрослыми, ругаются на малышей, обливающих их водой, хотя сами когда-то это делали. И интерес у детей всё больше и больше угасает. Им не объясняют, зачем это надо или как это сделать так, чтобы работающему взрослому не навредить. Поэтому обливание становится больше похоже на всеобщую шалость, за которую могут и уши надрать.

— Чем же Иван Купала был изначально?

— Прежде всего — это праздник молодежи, которая вступила в период, когда она «женихается» — выбирает себе пару. Молодые люди и девушки выходили на открытые пространства, играли, хороводились, развлекались танцами и зажигали костры. Эта традиция касается практически всех праздников: то же самое делают и на святки зимой, и на масленицу, и осенью есть такой праздник. Огонь — это всегда символ очищения.


Но у этой традиции есть и бытовой смысл. То лишнее, что накапливалось за какой-то промежуток времени, не складировалось на свалках, как сейчас: так как всё было сделано из природного материала, оно легко сгорало. А зола потом использовалась как удобрение для почвы.

А молодежь через эти костры прыгала. Например, если пара хотела узнать, насколько у них яркая любовь, они должны были, взявшись за руки, прыгнуть через огонь. Если руки не расцепились, значит у них крепкий союз. Если они так прыгнули, что из костра аж искры полетели, значит, любовь у них жаркая и страстная.

Традиции меняются и в зависимости от территории. Например, в Сибири меньше прыгали через костер. Зато прыгали через такую траву, целебные свойства которой многим известны, через траву, в которую страшно попасть — через крапиву. Нарывали целые стога крапивы и через нее так же могли перепрыгивать, как через огонь.

— Есть много легенд, связанных с Иваном Купалой. Например, про цветок папоротника, который расцветает накануне.

— Да, ночью желающие искали цветок папоротника. Считалось, что тому, кто его найдет, откроются все тайны. Позже легенда трансформировалась: якобы, он найдет какой-то великий клад. Но изначально смысл был такой, что человек узнает что-то, чего не знал раньше, что поможет облегчить ему жизнь: какие-то новые знания или умения, например, связанные со здоровьем.


— Что ещё делали на Ивана Купалу?

— В это время как раз подходит период сбора целебных трав и утренней росы. В основном, этим занимались женщины-знахарки. Собирали росу: кто-то думал, что она принесет молодость, кто-то в целебных свойствах нуждался, и скотину ею поили, и умывались сами и детей умывали. В это время такая роса была, потом ее могло уже и не быть.
Собирали целебные травы различные: в зависимости от климатического пояса. В те времена это было единственное лекарство.
А ещё тогда люди очень любили украшаться, наряжаться. Если на троицу было принято украшать дом березой, то на Ивана Купалу — травами. Из них плелись венки, которыми украшали себя и дом.
Вообще, русский человек по любому поводу всегда что-то обновляет. Перед праздником принято перестилать постель, наводить дома чистоту, топить баню. Чистоплотности придавалось особое значение.

— С этим же связана и традиция обливаться водой на праздник?

— Да, обливание — это тоже символ очищения. Можно провести параллель с Крещением, когда купались в проруби — совершали омовение. Тут суть такая же. Раньше все обливались водой: и сами, и скотину обливали.

— А как можно устроить обливание сейчас, так, чтобы никому не навредить?

— Если вы не хотите негатива, то лучше замкнуться в кругу своей семьи, может быть, с привлечением родственников, и просто весело провести время. Тут всё сейчас зависит от взрослых. А детям это точно будет интересно. Просто поддержите эту забаву, ведь многие дети сейчас вообще не знают о такой веселой традиции. Просто обливайтесь водой и получайте удовольствие от веселого времяпрепровождения. Не обязательно задумываться о каком-то глубоком смысле.

— А что ещё можно устроить на Ивана Купалу в кругу семьи?

— Русская семья на любой праздник всегда собиралась за одним столом. Люди любят вкусно есть и пить. Что можно пить? Конечно же, травы! Соберитесь вместе за столом, попейте чай со сладостями, почитайте историю о том, как раньше пили чаи: что такое сахарная голова, как пить чай вприкуску или вприглядку. На этой теме можно устроить интересные занятия с детьми. Попробуйте пить чай из блюдца, даже если у вас нет самовара.

Ну а если вы поиграете в пару народных игр с детьми и взрослыми, то я вас уверяю, что на следующий год к вам придут еще и соседи. Такое общение очень сплачивает.

Плетите венки из трав. Почитайте, для чего они нужны. Например, есть такая трава — Иван да Марья, она у нас растет. И вокруг неё есть целая легенда, как парень и девушка превратились в цветы. На Ивана Купалу её складывали в углах избы: она обладает обеззараживающими свойствами и помогает дереву не портиться. А еще считалось, что когда ночью люди уходили на гулянье, эта трава, лежащая по углам вокруг домов, защищала от грабителей. Якобы, Иван да Марья между собой переговаривались, и вор, пытавшийся залезть в избу, услышав разговор, мог подумать, что дома кто-то есть, и уйти. То есть это был своеобразный оберег от воровства.

Таких интересных историй очень много, и ими можно приятно скрасить себе вечер 7 июля, не углубляясь в какие-то недостоверные факты.


— А что ваш коллектив проводит на Ивана Купалу?

— Мы проводим этот праздник в разных форматах. В этот раз всё очень сложно из-за ограничений. Хотя в прошлом году нам все-таки удалось провести мероприятие. Мы устроили фото-день: собрали девушек, плели венки, играли в народные игры, водили хороводы, пели. Правда, водой не обливались, потому что гостьи были красиво накрашены для фотосессий.

Радует, что сейчас люди стали поворачиваться в сторону знатоков традиционной культуры. Это помогает фольклористам вернуть народное народу и сделать так, чтобы молодые люди обращали внимание на свою историю и родную культуру.

 

Фото Государственного архива Новосибирской области:

Фрагмент туристического слета «Праздник Ивана Купалы», 3 июля 2015, Маслянинский район
Усть-Тарка, 7 июля 2011. Фото Моржова А.Ю.
Фрагмент праздника Ивана Купалы, 7 июля 1998, Колывань. Фото Кашубы Н.

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *