Дистанционка в вузах: плюсы и минусы. Рассуждают преподаватели Новосибирска

дистанционное обучение

Фото: Сергей Завражных

Недавно Минобрнауки РФ выпустило рекомендации для вузов по организации смешанных групп: очных – для привитых и дистанционных – для непривитых студентов. После бурного общественного возмущения меру признали преждевременной и обещали доработать. Между тем, преподавательские чаты не утихают. ЧС-ИНФО собрал мнение нескольких сотрудников вузов Новосибирска.

Помимо обязательной вакцинации, которая очень тревожит многих педагогических работников, преподавателей беспокоит возможность перехода к смешанному формату обучения, когда часть студентов придется учить очно, а часть – дистанционно (есть и другой вариант, когда несколько дней в неделю все занятия ведутся онлайн, а в оставшееся время – в аудитории). Сотрудники вузов, помня опыт прошлого года, уверены, что это создаст множество сложностей.

Например, доцент одного из вузов Новосибирска Евгений Коптев считает, что с таким подходом нагрузка на преподавателей возрастет. «Для очников занятия надо вести одним способом, для дистанционщиков – другим, — поясняет он. — То же касается проведения проверочных работ. Непонятно, как в таком случае вести лабораторные работы. Ну и качество образования будет разным: у очников гораздо выше, чем у дистанционщиков».

Преподаватель сразу нескольких вузов города, пожелавшая остаться анонимной, уверена, что при смешанном режиме обучения (когда часть группы обучается очно, а часть — дистанционно) возникают технические проблемы. «Очевидно, что не все аудитории оборудованы так, чтобы из них можно было осуществлять онлайн трансляцию очного занятия для того, чтобы в нем могли активно (голос, видео, онлайн-доска) участвовать удалённые обучающиеся (такие аудитории есть, но их мало), — пояснила она. — Если занятия с обучающимися дистанционно должны будут проводиться отдельно от очных занятий, то это — дополнительные часы, которые должны быть оплачены преподавателю и учтены в его нагрузке наравне с занятиями, проводимыми в аудитории».

По поводу вакцинации же преподаватель добавила, что возможность отказаться от прививки и не быть вследствие этого выключенным из учебного процесса должна быть не только у студентов, но и у преподавателей. «Если дистанционное обучение предполагается для непривитых студентов, у непривитых преподавателей должна быть возможность (или право) обучать дистанционно», — уточнила она.

Правда, что касается споров о качестве образования, тут, по её мнению, всё зависит от предмета. «Для дисциплин, которые я преподаю (культура речи, литературное редактирование, литературное творчество), дистанционный формат вообще удобнее очного, так как позволяет более наглядно, чем в аудитории, демонстрировать кропотливую работу с текстом. При этом я понимаю, что есть дисциплины, для которых крайне важны именно аудиторные занятия, — пояснила собеседница ЧС-ИНФО. — У меня есть мечта, чтобы преподаватель вместе со студентами (!) оперативно мог сам определять, как он проведёт то или иное занятие — в аудитории или в видеоконференции».

Доктор технических наук, преподаватель и заведующий научно-исследовательской лабораторией Новосибирского государственного технического университета Иван Батаев уверен, что постепенно всё высшее образование, так или иначе, будет переходить к дистанционному формату. «Это явный способ сокращения издержек государства на отрасль образования, — поясняет он. – Отчасти это и хорошо. Ведь одна из основных полезных функций интернета – как раз образовательная. И именно она сейчас, к сожалению, используется редко. Возможно, необходимость использовать дистанционное обучение, подтолкнет развитие образовательных ресурсов».

Однако, по мнению преподавателя, в текущей ситуации система образования оказалась не готова к дистанционному формату. «Если первоначально, год назад, когда вводились первые ограничения, это казалось временной мерой, которая будет снята через несколько недель, то сейчас она явно перерастает в постоянную, — добавляет он. — И уже скоро те проблемы, которые сейчас присутствуют, могут нанести непоправимый ущерб студентам, которые будут выпускаться из университетов. Тем, кто в течение нескольких лет учился дистанционно».

Говоря о главных проблемах, Иван Батаев отмечает, что никто из действующих преподавателей сам не получал образование в дистанционном формате, поэтому им очень сложно представить себе мышление обучающихся в такой форме и приготовить материал для занятий наиболее эффективным образом. «Сейчас мы, в основном, делаем то же самое, что делали в аудиториях, но с использованием веб-камеры, — поясняет он. — Серьезные подходы к дистанционному образованию для подавляющего большинства курсов пока не проработаны».

Вторая проблема, по мнению собеседника ЧС-ИНФО, особенно остро чувствуется для представителей технических специальностей, медиков и других подобных направлений обучения. «Каким образом в дистанционном формате проводить практические и лабораторные занятия?» — задается вопросом Иван Батаев.

Третья же проблема – это дополнительная нагрузка на преподавателей. «Фактически, сейчас нужно перед занятием продумать, как оно будет организовано, какой будет доступ в интернет, через какой ресурс будет вестись лекция, убедиться, что у студентов есть необходимые ссылки, — поясняет ученый. — Это звучит не очень сложно, но в совокупности с остальной нагрузкой, приводит к тому, что количество работы возрастает, при этом никакого дополнительного финансирования на это не выделяется». При этом, по мнению Ивана Батаева, даже если за преподавателя кто-то будет выполнять техническую работу и аудитории будут полностью подготовлены к дистанционным занятиям, нагрузка всё равно возрастет. «Очень сложно организовать в дистанционном формате проведение проверочных и контрольных работ, особенно, для смешанных групп, — уточняет преподаватель. — Потому что у тех, кто делает работу в аудитории, и тех, кто находится дома — разные условия. Я обычно на занятиях не разрешаю пользоваться средствами связи. Но тем, кто учится дистанционно, я не могу этого запретить. Соответственно, я должен придумать какой-то другой способ контроля, при котором буду уверен, что доступ к интернету не позволит студентам просто заниматься поиском ответов на вопросы или просить помощи у коллег. Этот вопрос вообще не продуман и, похоже, об этом никто особенно не задумывается».

«Мне кажется, что сейчас Минобрнауки РФ проводит какой-то молчаливый эксперимент, — подытоживает Иван Батаев. — На основании нескольких ближайших лет, они, наверное, сделают какие-то выводы. И, скорее всего, это будут выводы в пользу того или иного варианта дистанционного или смешанного формата, и явно развитие этих технологий будет продолжаться. Хотя лично мне больше нравится классическая система, когда студент видит преподавателя лично, а преподаватель работает с мелом и доской или с какими-то лабораторными установками. Но может быть, современные подходы и дадут какой-то дополнительный плюс, пока для меня не очевидный».

Отметим, что на данный момент точной информации о том, как именно будет проводиться обучение в вузах страны в этом учебном году, пока нет. Однако, по информации ЧС-ИНФО, ряд новосибирских университетов готовится к смешанному формату, при котором лекционные дни проводятся дистанционно, а практические занятия – в аудиториях. Также есть информация об обязательной вакцинации для всех педагогических работников региона.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *