Путешественники по мирам сказочных сюжетов

Из спектакля «Перепутанная история» фото предоставлены Еленой Кузнецовой

Принято считать, что любой театр кукол — это исключительно детская территория, где взрослому человеку не найти себе места. Новосибирские актёры-кукловоды Елена и Владимир Кузнецовы — основатели Первого городского независимого театра кукол «Пилигримы» — не первый год создают настоящую сказку для зрителя любого возраста. «ЧС-ИНФО» поговорил с театральными «пилигримами» и узнал о том, как с помощью марионеток можно разрушить границы между «детским» и «взрослым» искусством, почему иммерсивные спектакли оказывают терапевтическое воздействие на зрителя и как театр помогает детям с трудностями в развитии социализироваться через искусство.

Елена и кот — один из героев спектакля «Сны Каштанки».

Начало театрального пути

Сейчас кукольники-«пилигримы» нашли своё творческое пристанище в тихом центре Новосибирска — в здании, находящемся на пересечении двух улиц — Коммунистической и Революции, последняя из которых в нашем городе, кажется, самая что ни на есть театральная. Прогуливаясь по ней, вы непременно увидите один из ведущих театров города «Красный факел», «Областной театр кукол», а чуть ниже — альма-матер многих талантливых актёров — «Новосибирский театральный институт», который в своё время окончили и Владимир с Еленой.

И если Владимир — артист театра драмы и кино, который за свою творческую карьеру успел поработать в барнаульском драматическом театре, после чего его пригласили в новосибирский областной театр кукол, где он начал осваивать новую для себя профессию кукольщика, то Елена, ещё будучи студенткой, выбрала для себя отделение театра кукол и, отучившись, попала в то же культурное учреждение, что и Владимир.

Из спектакля «Перепутанная история».

В классическом театре стало тесно

После почти десятилетней карьеры в Областном театре будущие «Пилигримы» поняли, что рамки классической сцены стали для них тесноваты. Именно поэтому было решено организовать независимую сцену. Свою собственную.

— Областной театр кукол нам очень много дал, но у нас просто разные творческие взгляды, поэтому мы решили, что хотим делать что-то самостоятельно, быть независимыми ни от кого, кроме себя, — рассказывает Елена. —Плюс ко всему, когда ты находишься в свободном плавании, когда ты самостоятельно можешь определить, какой спектакль ты хочешь поставить следующим и главное — в какой форме, тогда театр перестаёт быть рутиной, это для нас оказалось очень важным фактором.

«Пилигримы» показывают самую популярную среди маленьких зрителей постановку — «Путаница».

На удивление самих актёров, как только они стали руководителями независимого театра, к ним потянулось огромное количество талантливых людей, готовых практически на одном энтузиазме сотрудничать и совместно создавать интересные проекты.

Владимир в процессе создания новых сюжетов.

— Один из спектаклей — «Сны Каштанки» — вместе с нами ставил художник «Красного факела» Николай Чернышёв. — Он сам предложил сотрудничество, на что мы с удовольствием согласились, — вспоминает Владимир Кузнецов. — По итогу работа была проделана колоссальная, в неё было вложено много времени и сил, да столько, что нам уже самим начали сниться сны…о снах Каштанки. Спектакль получился очень необычным.

Кстати, «Сны Каштанки» впервые увидели свет в 2016 году, и это, как вспоминают актёры, первый спектакль, который был создан ими в рамках независимого театра. Как рассказала Елена, они играли его даже в Академгородке на «Летней академии» — сценической площадке под открытым небом.

Главных героев после представления можно потрогать и сфотографироваться с ними.

— Именно тогда мы поняли, что спектакль про Каштанку — необыкновенный, его смотрят с удовольствием на любой площадке, даже на улице. Мы начали играть, а потом в один момент подняли глаза на публику, а на нас со всех сторон смотрят, зрителей было так много, прохожие останавливались, чтобы посмотреть, что мы там показываем, и не расходились, пока мы не закончили, — рассказывают актёры.

Ещё одна удивительная творческая коллаборация «Пилигримов» и актрисы «Красного Факела» Влады Франк, которая увлекла независимый кукольный театр в «бэби-тему», породила спектакль по произведению Корнея Чуковского «Путаница», имеющий оригинальную форму воплощения: в виде одной из первых в жизни малыша детской развивающей игры — «Кубики с картинками». Кстати, этот спектакль адресован самому маленькому зрителю — от 7 месяцев и до 6 лет. До этого у Влады Франк уже был опыт создания подобных постановок, одну из которых — «Найти маму» — играют и в театре Кузнецовых.

Актеры находят дополнительные решения для постановок — например, используют перкуссионные инструменты.

После в репертуаре «Пилигримов» появился удивительно простой, но, вместе с тем, очень трогательный и атмосферный спектакль «Солнышко и снежные человечки», созданный по мотивам румынской народной сказки совместно с новосибирской художницей из Областного театра кукол Анной Гуляевой.

— Вообще Аня вместе с нами сделала четыре из шести спектаклей, она вместе с нами ставила «Путаницу» — как художница, кубики я сшила сама, а она создавала для них роспись, аппликации животных, — рассказывает Елена. — Она же трудилась вместе с нами над созданием «Невидимого слона», на котором, кстати, однажды побывала художница театра «Глобус» Каринэ Булгач, после чего она предложила нам свою помощь — в итоге в репертуаре у нас появился ещё один спектакль — «Омлет с сахаром», про многодетную семью.

Елена и Владимир признаются, что когда они работают вдвоём, то «варятся в собственном соку», а когда приходят другие художники — это для театра как свежий поток воздуха. И то — и то одинаково хорошо дополняет творческий процесс создания спектакля.

Трогательный спектакль «Солнышко и снежные человечки» — по мотивам румынской народной сказки
Этих кукол для театра «Пилигримы» создала художница Анна Гуляева.

Внутри пристанища «пилигримов»

По адресу улица Коммунистическая, 1 театр «Пилигримы» нашёл свой дом только в феврале этого года, до этого актёрская чета Кузнецовых два года работала, не имея собственной площадки.

— Иногда играли в «Доме актёра», на фестивалях, могли собрать группу зрителей и арендовать площадку в каком-нибудь ДК или других культурных пространствах города, — вспоминает Елена. — Ещё раньше мы базировались какое-то время в одном из корпусов Центрального парка, где в далёком прошлом располагалась филармония, но как только началась реорганизация парков, оттуда нам пришлось съехать…

Кстати, отчасти именно из-за такого «кочевнического образа жизни» и родилось название «Пилигримы». Конечно, у этого слова очень много разных значений. Пилигрим — это не просто кочевник, это странник, паломник, и несмотря на то, что независимый театр все-таки нашёл своё постоянное пристанище, «пилигримами» актёры быть не перестали: ежедневно они путешествуют от одного сюжета к другому, перерождаясь в новых образах, и узнают новых людей, которые приходят на спектакли.

— Название мы придумывали очень долго, было много вариантов: «ДК-театр», «Куку-театр», очень много, мы шутили, смеялись, размышляя, но придумать не могли, а потом как-то само пришло, причем на тот момент мы уже поставили «Каштанку», но нас так и называли — просто Кузнецовы, — вспоминает Владимир. — А как-то мы собрались на очередную репетицию с чемоданами, реквизитом и начали говорить, что мы — как пилигримы, которые с собой все тащат, вот так мы и нашли своё «имя».

Помещение первого независимого театра кукол мало похоже на классическое культурное учреждение со строгими правилами, чёткой рассадкой каждого зрителя на своё место, антрактами и капельдинерами. А если быть точнее, то не похоже вовсе. Как только заходишь к «Пилигримам» — попадаешь в уютное, почти домашнее пространство: на входе гости обязательно разуваются, проходят в зрительный зал, рассчитанный примерно на 20 человек, где можно удобно расположиться на любом стуле или прямо на полу, устланном коврами, прихватив для удобства подушку.

Но, несмотря на такой неформальный подход, правила для зрителей все-таки есть. Главное из которых — полностью погружаться в спектакль, не отвлекаясь на посторонние дела — любые девайсы или перекусы (насколько мы помним, люди, а особенно дети, часто путают театры с кинотеатрами и могут по привычке или незнанию принести с собой какие-нибудь хрустящие закуски). Елена и Владимир — настоящие профессионалы, которые отдаются своему делу целиком и полностью и того же, конечно, ждут и от своего зрителя, даже самого маленького.

Кукла-снеговичок.

От нуля и до бесконечности

В репертуаре независимого театра сейчас шесть спектаклей, при том — самых разных. И, как говорят сами артисты, все они предназначены для семейного просмотра. Очень часто в театр приходят семьями — с мамами и папами, детьми разных возрастов.

Как рассказывают кукольники, например, «Путаница» предназначена для малышей от 7 месяцев, её приходят посмотреть, в основном, мамы в декрете, и тут решается одна важная проблема: молодые родители не могут почти никуда выбраться из дома с маленьким ребёнком — бывает, что его не с кем оставить, а выйти куда-нибудь очень хочется. И театр «Пилигримы» — кажется, идеальная для этого площадка. В этом спектакле нет резких звуков, актёры работают очень осторожно, плавно, при этом в постановке есть мягкие звуки ксилофона и металлофона, это увлекает малышей, чему некоторые мамы очень удивляются — оказывается, их ребёнок может долго следить за тем, что происходит на сцене. Как признаются артисты, у них есть одна важная цель — увлечь детей, научить их концентрироваться на процессе, смотреть и слушать, так как современному ребёнку не всегда бывает это просто.

— Однажды к нам приехала семья из Академгородка на спектакль «Перепутанная история». После просмотра они оставили только положительные отзывы, а после пригласили нас к себе — арендовали помещение, устроили нам выездной спектакль, просто для того, чтобы нашу постановку увидели их друзья и соседи, — вспоминает Елена. — У  нас вообще есть сверхзадача — чтобы наш театр был таким местом, куда люди приходят семьями, чтобы родители и дети проводили время вместе. Мы — за семейный театр.

Штоковая марионетка Каштанка выполнена в технике папье-машэ и управляется актёром с помощью специальных рычажков и нитей.

Со своей задачей актёры справляются на отлично. В социальных сетях о театре Кузнецовых можно прочитать очень много положительных отзывов, многие отмечают талант артистов, уют пространства и, конечно, благодарят за необыкновенный опыт. Чаще всего «необыкновенным опытом» называют иммерсивный, то есть создающий эффект погружения, спектакль «Невидимый слон», где зрители в течение всего представления сидят с закрытыми глазами, с масками на глазах, и могут ориентироваться только на собственный слух, осязание и ощущения.

— Однажды мы начали проводить занятия с детьми, имеющими ментальные расстройства или физические отклонения, в рамках театральной школы «Инклюзион», которая направлена на социализацию людей с инвалидностью. После этого я стала больше погружаться в тему инклюзии, читать соответствующую художественную литературу, — рассказывает Елена. — Однажды я прочитала книгу горячо нами любимой новосибирской писательницы Анны Анисимовой «Невидимый слон» — про незрячую девочку. При этом в тексте ни разу не сказано, что она не видит, ты просто сам это понимаешь, потому что ребёнок описывает свою жизнь через слова «я потрогала, я почувствовала», и ты понимаешь, что человек просто по-другому ощущает этот мир. После этого мне сразу захотелось рассказать про это произведение, показать другим, каково это — чувствовать мир вокруг себя, игнорируя зрение, с помощью слуха, обоняния, осязания, взять и исключить визуальный шум, обратить внимание на то, чего в привычной жизни мы «не видим». Интересный опыт. Форма спектакля «напросилась» сама, а прекрасный композитор Владимир Бочаров написал чудесную авторскую музыку к нему.

Актёры отмечают, что на этот спектакль чаще приходят взрослые люди, без детей, и именно его многие зрители приравнивают к сеансу терапии. Кто-то даже высказывал интересное сравнение: «Меня как будто вытряхнули и сложили по полочкам обратно, аккуратно».

Городская достопримечательность

Спектакли, поставленные актёрами, зритель может увидеть не только в Новосибирске, «Пилигримы» уже побывали с гастролями в сибирских городах — Барнауле, Северске, а также в Крыму и Таджикистане.

— В Северске мы выступали на фестивале для детей, где на «Невидимого слона» к нам приходили незрячие и слабовидящие ребятишки. Зал был заполнен полностью, для кого-то даже не хватило масок, некоторым приходилось сидеть просто с закрытыми глазами, — вспоминает Владимир. — В Таджикистан нас пригласили в рамках культурного проекта, там мы показывали по пять спектаклей подряд в день, в режиме нон-стоп, там школьники приходили большими группами, их привозили целыми автобусами.

Но не только актёры отправляются в путешествие для того, чтобы разные люди в других городах увидели спектакли «Пилигримов». Кто-то целенаправленно приезжает в Новосибирск, чтобы посмотреть на постановки артистов. В театр Кузнецовых приезжали из Уфы, Камня-на-Оби, Москвы и Питера, да и откуда только не приезжали… Многие признаются, что именно этот театр стоял в списке обязательных к посещению мест в городе.

Мягкие кубики для одной из постановок Елена сшила сама.

Театр — не только развлечение

Куклотерапия не первое десятилетие выступает как метод психологической коррекции, рассчитанный на детей с трудностями поведения, общения или развития. «Пилигримы» отмечают, что куклотерапия помогает ребёнку расстаться с агрессивностью, застенчивостью, страхами, тревожностью, проблемами в общении, а также помогает развить познавательную, эмоциональную сферу человеческой личности и сформировать коммуникативные навыки.

Все маски, куклы и остальной реквизит актеры изготавливают своими руками в разных техниках — эта кукла из папье-машэ.

— Вот, например, «Путаница», несмотря на то что спектакль рассчитан на малышей, отлично воспринимается взрослыми детьми, отстающими в развитии, с какими-то особенностями ментальными, — рассказывают актёры. — Мы очень часто приглашаем на него детей с аутизмом, синдромом дауна, либо нас приглашают в школы-интернаты. Эта недлинная, рассчитанная на полчаса постановка увлекает их и не успевает наскучить — это отмечают воспитатели коррекционных учреждений, говорят, что дети с аутизмом, которые не могут сконцентрировать свое внимание долго на чем-то, смотрят наш спектакль как заворожённые.

Но смотреть спектакль — это одно, а вот участвовать в нём — совсем другое. «Пилигримы» в ближайшем будущем хотят вновь вернуться к проекту, который они уже осуществляли ранее, с незрячими детьми из реабилитационного центра для людей с нарушением зрения, слуха и речи «Сотворение».

— Мы совместно с воспитанниками Центра ставили спектакль — дети играли для других ребят, для своих родителей и сотрудников учреждения. Это было возможно в рамках гранта, но он закончился, а желание заниматься и играть в театральных постановках у детей осталось, — делится с нами Елена. Поэтому в скором времени мы хотим поставить с ребятами новый спектакль, а ещё — продолжить сотрудничество с театральной школой «Инклюзион» — с ними мы хотим подготовить спектакль, который после попадёт в наш репертуар.

И это, конечно, далеко не все планы талантливых и необычайно идейных артистов театра и их коллег. Совсем скоро к основному репертуару «Пилигримов» добавится ещё один новый спектакль, который Елене и Владимиру предложила поставить Анастасия Неупокоева — актриса «Театра Афанасьева». На его премьеру можно будет попасть уже в октябре.

Александра Фоменко

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *