Башня вне времени

Сразу за Срединным миром начинается мир Крайний. И на его окраине стоит Темная Башня. Центр мироздания. Ось, на которую нанизаны миры… Об этом знают все без исключения поклонники Стивена Кинга.

Сразу за Новосибирском начинается Бердск. Де-юре — другой город. Де-факто — уже практически район Новосибирска. В Бердске даже многие городские телефоны — новосибирские.

На окраине Бердска стоит она… Ладно, на окраине — если считать с противоположной стороны города. Если ехать из Новосибирска, то она встретит вас практически на въезде. Железнодорожная водонапорная башня. Типовая, стандартная, так похожая на такие же башни, стоящие близ Новосибирска-Главного.

Три яруса. Первые два — каменные, третий — деревянный. Она не близнец башни №2 (о ней вы можете подробнее прочитать в «ЧС» №24 от 29 июня. — Прим.ред.),
что возле тоннельного спуска, но одного взгляда на них достаточно, чтобы признать в этих двух башнях единокровных сестер.

Так же, как и Новосибирские башни, она входит в список объектов культурного наследия регионального значения.

Так чем же она интересна? Какая тайна сокрыта в ее стенах?

А тайна заключается в том, что никто не знает, когда и кем эта башня была построена! Даже в указе о включении ее в список охраняемых объектов значится формулировка: «Башня начала XX века»! Без указания года постройки.

До выявления ее в качестве объекта культурного наследия все городские СМИ без зазрения совести называли датой ее постройки 1903 год. Почему? Никто не знает. Никаких документов, подтверждающих эту гипотезу, нет. Единственное объяснение — Новосибирская башня №2 построена в 1902 году. Логично предположить, что раз башни выглядят как сестры и явно строились по одному проекту, то и год постройки должен быть близким.

Логично?

Нет!

Давайте вспомним, что из себя представлял Бердск в 1903 году.

Тогда еще не было Обского водохранилища, которое затопило большую часть старого Бердска. Основная часть города находилась между нынешней Бердской косой и островом Тань-Вань. Что же располагалось там, где ныне находится вокзал и стоящая рядом с ним башня?

Ничего!

Кому в 1903 году могла потребоваться водонапорная башня посреди ничего и десятка частных домов? Прошу заметить, типовая железнодорожная башня, то есть явно построенная для заправки паровозов водой?

Никому.

Куда более логично отнести башню к 1913 году. Как раз в этом году была заложена станция Алтайская, ныне — Новосибирск-Южный. В 1915 году было открыто движение между Новониколаевском и Бийском. Где-то в этот период появилась и станция Бердск, а поскольку Бердск в те годы уже был достаточно крупным городом с мощным мукомольным производством, то вполне закономерным выглядит строительство здесь водонапорной башни.

Таким образом, башню можно отнести к 1913-1915 годам, к периоду прокладки Алтайской железной дороги. И пусть не сохранилось никаких документов с конкретной датой — все наши теоретические выкладки, привязанные к историческим событиям, выглядят вполне логично.

Но…

В музее Бердска есть уникальная папка, собранная юными краеведами школы №2, озаглавленная как «Дар пионеров Бердска в честь 50-летия пионерии». Путем нехитрых математических вычислений определяем, что раз старт пионерского движения был дан в 1922 году, значит, материалы были собраны около 1972 года. Поведала мне об этом в телефонной беседе Наталия Шапенкова, заведующая экспозиционным отделом музея.

В этой папке есть несколько рукописных листов, подписанных как «Рассказ старейшего рабочего Транссибирской магистрали железной дороги от Новосибирска до станции Барнаул Кузнецова Александра Петровича». Из рукописного текста можно узнать, что Александр Петрович прибыл на постройку Транссиба 15-летним подростком в 1891 году, то есть на момент, когда был записан его рассказ, ему было 96 лет.
Насколько можно доверять воспоминаниям 96-летнего пожилого человека — вопрос открытый. Насколько верно он помнил даты? Так что безоговорочно верить его словам — крайне опрометчиво, но я приведу фрагмент записей, бережно сохраненных юными краеведами.

Год постройки башни Александр Петрович не помнит, но говорит, что на ее строительство «был прислан молодой энергичный секретарь партийной ячейки Башкатов». Кем был этот Башкатов — не так уж важно, важен его статус. Секретарь партийной ячейки.

Можно ли из этого сделать вывод о том, что раз Александр Петрович сделал акцент на должности Башкатова — значит, башня строилась после окончания Гражданской войны, уже при Советской власти? Может быть. Но компартия существовала и до Революции. Может быть, Кузнецов просто хотел сказать, что Алтайская железная дорога строилась, в том числе, и идейными (молодыми и энергичными) коммунистами?
Ответа на этот вопрос нет. Архивных документов, которые могли бы пролить свет на год постройки башни, не сохранилось.

Так и стоит она, безусловно, старейшая из водонапорных башен Бердска. Башня вне времени, охраняемая государством. Не ось мироздания, но одна из вех Алтайской железной дороги. Одна из башен, на которую, как миры на Темную Башню Стивена Кинга, нанизаны бесчисленные версты железнодорожного полотна.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *