Анатолий Степанов: «Мы сидим в одной лодке и гребём в одном направлении»

Во время визита в ООО «Соколово» главы региона Андрея Александровича Травникова

Близится к завершению нынешний сельскохозяйственный год. Сибирские аграрии спешат убрать без потерь выращенный урожай, ведь синоптики прогнозируют частые дожди и раннее наступление холодов.

Кипит работа и в одном из инновационных аграрных предприятий Новосибирской области по производству элитных сортов семян ООО «Соколово». Его руководитель, кандидат экономических наук Анатолий Антонович Степанов, как всегда, уверенно держит руку на пульсе, получая достоверную информацию о ходе уборочной страды, стекающуюся в оперативный центр управления производством.

— Анатолий Антонович, как год завершили?

— Ещё не завершили. Уборочная страда продолжается.

— Года два назад вы ставили перед своим коллективом задачу — в ближайшие шесть-семь лет добиться урожайности зерновых 100 центнеров с гектара. Удалось добиться этого?

— В нынешнем году мы на одном из зерновых клиньев собрали в среднем 82,8 центнера пшеницы с гектара. Рекорд зафиксировал электронный счётчик, установленный на комбайне. Уточню: это результат, полученный с единичного поля. Сегодня мы хотим понять, за счёт каких составляющих на этом поле выдался такой урожай. Почему на других полях этого не произошло? С этой целью формируем сводный аналитический расчёт, по косточкам разберём условия формирования этого процесса. Задача очень сложная, многофакторная: необходимо проанализировать большое количество параметров, влияющих на результат. Впереди — зимний период, в течение которого мы должны определиться, что же всё-таки повлияло на формирование урожайности, чтобы к будущей весне внести все поправки.

Золотые колосья элитной пшеницы
Золотые колосья элитной пшеницы

— На зернотоке лежит урожай нынешнего года, чистый, я посмотрел, без единой соринки…

— Уборку яровой пшеницы закончили на днях, средняя урожайность составила 46,8 центнера на круг. Это хороший результат. В течение предыдущих 25 лет средняя урожайность по области составляла 17—18 центнеров, а в этом году ожидается в районе 23 центнеров. И всё равно это в два раза меньше, чем в нашем хозяйстве. Так что мы идём верной дорогой, будет у нас и сто центнеров, никто в коллективе в этом не сомневается.

— А сорт-лидер отечественный?

— К сожалению, это немецкий яровой сорт, не районированный. И называется Корнетта. Закупаем его у российских поставщиков. Постепенно приходим к пониманию, что нам надо самим районировать сорта, это для нас очень интересно и выгодно.

— Какие сорта зерновых вы высеваете и чем связан выбор того или иного сорта?

— ООО «Соколово» специализируется на выращивании зерновых культур элитных сортов. На их выбор влияет несколько моментов. Первое — природно-климатические условия: выращиваем только то, что подходит под наш климат. Второе — совершенствование технологии севооборота. Пшеница, ячмень, овёс, горох, соя, рапс… Чередуем их. Севооборот — очень тонкий нюанс, требующий глубокого изучения.

«Руководитель хозяйства Анатолий Степанов вышел с инициативой дополнительно подключить нашу науку уже не в части селекции отдельных видов или разработки технологий, а именно с обоб-щением того огромного массива информации, который накопился в хозяйстве, с тем чтобы провести аналитическую обработку и подготовить выводы, рекомендации по использованию новейших технологий в других хозяйствах Новосибирской области».
Губернатор НСО Андрей Травников

 

— Сегодня каждый уважающий себя производитель сельхозпродукции не обходится без сотрудничества с наукой.

— Нашим партнёром выступают сибирские селекционеры из института СибНИИРС. Благодаря им на рынке элитных семян появляются интересные бренды. К примеру, новый сорт пшеницы Новосибирская 45 появился совсем недавно. Если мы увидим его потенциал, зацепимся, начнём пробовать работать с ним. Посмотрим, будет он отвечать нашим потребностям или нет. Сотрудничество с наукой для нас — очень важная составляющая, не дающая прерваться ниточке, которая скрепляет несколько звеньев единого процесса — производства продовольственного зерна. За нами стоит следующее звено — те, кто тиражирует и выдаёт на рынок товарное зерно. Фермеры заинтересованы в том, чтобы получить от нового сорта хороший урожай, а это — прямой путь, ведущий к достатку. Таких предприятий-партнёров у нас много.

Большинство из них находится в Сибирском федеральном округе. Но география поставок наших элитных семян постепенно расширяется. У нас хорошие партнёрские связи налажены с Казахстаном, с недавного времени активным покупателем элитного зерна стала Монголия.

В Новосибирской области каждую весну высевается примерно 300-340 тысяч тонн семян, из них только 10 процентов — элитных. Наше дело — тиражировать то, что нам наука преподнесла. Это — своеобразная эстафета. Однако здесь есть важный нюанс, не решённый в системе нашей аграрной страны, который является причиной разрыва этой цепочки. Дело в бедности крестьян, страдающих от неправильной экономической политики в сельском хозяйстве. У фермеров попросту не хватает денег на постоянное обновление сортов.

В ООО «Соколово» проходят производственную практику студенты Новосибирского государственного аграрного университета

— Анатолий Антонович, в советские годы серьёзное внимание уделялось трудовому соперничеству, а как эта работа поставлена на вашем предприятии?

— Внутреннего соревнования я не признаю в силу того, что время одиночек прошло, нет Стахановых, и больше, слава богу, не будет. Работает команда, весь коллектив, все винтики, шурупчики и шестерёночки, соединённые между собой. Как может одна шестерёнка крутиться быстрее, чем другие? Если я выделю одного передовика, скажем, комбайнера Иванова, то сразу ко мне появится 129 (столько у нас работает механизаторов) вопросов: а почему Иванов? И все 129 человек будут правы. Мы же знаем, как в нашей стране ставились рекорды. Сегодня другое время — время системы, время коллективов. Если одно звено из него выпадет — всё захромает. Вот в чём вопрос. Поэтому я являюсь противником внутреннего соревнования. Потому что необходимо создавать хорошие условия для будущего рекордсмена, обеспечивать его новой техникой, ставить на хорошее поле, своевременно обеспечивать материалами и так далее. Таким образом, получается, что мы заведомо аутсайдеров отсеиваем как слабое звено. Нельзя это внутри коллектива делать — нельзя! Мы сидим в одной лодке, все вместе гребём вёслами в нужном направлении.

— Неожиданно было услышать от вас столь категоричное суждение о трудовом соперничестве, но ведь не только в нашей области, но и в стране сегодня соревнованию по-прежнему уделяется большое внимание…

— Я — за соревнование! Мотивация — великая вещь. Но, к сожалению, у нас оно жутко формализовано.

Вот смотрите, это положение об областном соревновании, изложено на 85 страницах. Я, человек, который имеет два высших образования, и то не могу разобраться в его сути, здесь много заумных формул и пунктов. А как быть фермеру, у которого нет высшего образования, как ему, бедолаге, понять, в чём смысл этого трудового соперничества? Не зря в последнее время президент страны задал правильный тренд — прекратить в любом деле заниматься формализмом. Это относится и к соревнованию. Можно проиграть, но в честной борьбе. Я должен видеть коллег, с которыми соревнуюсь, должен понимать правила, а оценивать результат нужно не сидя в кабинете, а на поле, на ферме. Заявился, скажем, на 50 центнеров. Получил 52, комиссия его зафиксировала, поехала к следующему. Победителя же определять по итогам всей уборочной кампании. Тогда это будет мотивировать. Кроме этого, победителю — достойный приз. Но не автомобиль «Патриот», хотя он в каждом хозяйстве будет не лишним, а уборочный комбайн нового поколения, который один за сутки убирает 500 тонн зерна! Вот тогда мы всем коллективом постараемся. На поле. Сейчас же у меня нет никакого интереса, нет мотивации участвовать в областном соревновании.

В ООО Соколово идет уборочная страда
В ООО «Соколово» идет уборочная страда

— Насколько важна для крестьянина, в том числе и для вас, государственная поддержка?

— Нам сегодня не три миллиона тонн зерна нужно собирать, а больше. Шесть миллионов нужно собирать! Но для того чтобы столько собирать, нужно в два раза повысить урожайность. А для этого нужно подкармливать культуры, применять в достаточном количестве удобрения, использовать элитные семена, создавая их базу, совершенствовать систему управления, организации процесса. Тогда крестьяне перестанут просить у государства помощи, субсидий. Они сами заработают. Нужно, чтобы государство построило асфальтированные дороги. Причём, не только до села, зернотока, а полевые дороги, как это делается в развитых странах. Вот все говорят, что это сделать сложно, потому что у нас огромные территории. Территория здесь не играет значения. Если отбросить Магадан, Якутию, весь Север, Заполярный круг и так далее, то территория, на которой ведётся сельхозпроизводство, уравняется. Больше ничего от государства не надо. Всё дело в подходе, политике. Убеждён также, что необходимо освободить крестьянина от налогов на какой-то период, и всё закипит, запоёт. А сегодня крестьянин мечется, не зная, что весной ему сеять, потому что не ведает, какие цены будут на продукцию.

— В этом направлении есть ли хоть какое-то движение?

— Больше нет, чем да. Громкие заявление, что мы сельскому хозяйству оказываем огромную помощь, поддерживаем — всё это миф. Не работает государственный регулятор. К примеру, мы под урожай 21 года покупали удобрения по цене в два раза меньше, чем уже сейчас, осенью, нам предлагают на будущий год. В два раза бОльшую цену! Какая же это поддержка? Стало законом: как новый сезон — так новое повышение цен. Я вам назову всего две цифры: налогов за год мы платим примерно 100 миллионов рублей, а бюджетную поддержку получаем не более пяти миллионов. Так кто кого поддерживает?

— Анатолий Антонович, говорят, вода камень точит. Желаю вам сил и энергии противостоять всем трудностям. Успешного окончания уборочной кампании.

— Спасибо!

Василий Матвеюк

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *