Ночь на станции «Спортивной»

станция Спортивная

Фото: Александра Фоменко

Меньше чем через год в Новосибирске откроется новая, четырнадцатая, станция метро  —  «Спортивная».  Сейчас её строительство практически на завершающей стадии: вокруг — тонны песка, снуёт большегрузная техника, а по территории возле объекта суетливо передвигаются рабочие в синих касках. Жизнь здесь кипит в основном ночью, потому что только в темное время суток можно остановить движение поездов.

Станция метро «Спортивная» была лишь точкой на карте метрополитена, проектом, или запланированным объектом. Говорили о ней много и долго, но вот появился повод приступить к решительным действиям — Молодежный чемпионат мира по хоккею, который Новосибирск примет в 2023 году. К данному спортивному мероприятию готовят инфраструктуру, обустраивают пространство, а также организуют транспортную доступность для Ледовой арены — центрального места проведения спортивных мероприятий. ЛДС строится параллельно станции и находится буквально за забором, так что добраться до него не составит труда ни жителям города, ни гостям столицы Сибири. Кроме станции метро и ЛДС, в проект уже заложен парк и благоустройство набережной — они должны гармонично дополнить архитектурный ансамбль.

Увидеть, как идут строительные работы на новой станции, практически невозможно, но в ночь на 26 сентября специалисты МП «Метро МиР» решили приоткрыть двери и показать промежуточный результат.

Идти до строящегося объекта пешком от станции «Студенческой» — не больше 10 минут. Однако последние несколько сотен метров даются нелегко:  строительные материалы, неровные дороги и надземный переход с одной стороны моста на другую — совсем не освещенный и пока не готовый принимать пешеходов.

Рискуя переломать ноги, мы добирались до основной строительной площадки. С неё открывается красивый вид на огни большого города — новостройки левого берега. Под ногами жидкая грязь, по которой, виляя хвостом, бежит дружелюбная собака.

«Местная?» — спрашиваем у рабочих.

«Нет, тут нет животных. Это Ресси, собака главного инженера, вместе с ним приехала проверить объект», — рассказывают нам. Пес, вильнув хвостом, побежал к знакомой машине и скрылся в ней.

А нам навстречу вышел Владимир Ушкаленко, заместитель начальника по производству службы организации строительства МП «Метро МиР». Выдал всем строительные каски и обвел вокруг здания, чтобы показать, какую работу нам предстоит увидеть. Возле станции метро стоял бетононасос, от которого уходил в небо и перегибался через стену бетоновод.

«Сейчас подрядная организация, которая будет производить заливку платформы, вся в сборе и находится на территории. Все уже готовы к заходу, — рассказал он. — Это приемка бетона на рабочем участке. Из-за неё сократили время работы метрополитена».

И тут стоит напомнить: в сентябре жителей Новосибирска предупредили, что шесть дней в текущем месяце две станции метро — «Студенческая» и «Площадь Маркса» — будут работать только до 22:00. Ограничения, как позже выяснилось, связаны именно с заливкой платформы.

Всего, как рассказал Владимир Михайлович, заливок шесть, и в ночь на 26 сентября осуществлялась пятая, то есть, предпоследняя: «Последняя закладка будет с 29 на 30 сентября», — отметил он. И это — один из финальных этапов строительства.

Станция метро «Спортивная» строится на действующей линии метрополитена, работы на ней полностью зависят от движения поездов. Специалисты, занятые на данном объекте, в 2011 году сдали в эксплуатацию станцию «Золотая Нива» и вспоминают, что работать там было проще  —  станция являлась тупиковой и никак не влияла на движение. А вот на «Спортивной» требуется максимум внимания, сосредоточенности и слаженности действий.

«Это надземная станция — мы пристраиваемся к существующему метрополитену, — рассказал Владимир Ушкаленко. — Был демонтаж галереи — мы убирали конструкции металлические, профнастил, окна, балки».

А на месте убранного материала практически заново создавали каркас «Спортивной».

Сейчас внутри строящейся станции метро пока нет ничего яркого или привлекательного — сплошь серые стены и сложные механизмы.

«Здесь будет вход», — говорит Владимир Михайлович, указывая на сплошной бетонный массив стены. Её, оказывается, позже снесут.

Тут же, среди прочего, — новенькие смонтированные эскалаторы: «Всего их 12 — по шесть на каждой стороне станции, по три на каждом из четырех выходов. Это современный вид подъемного устройства, который используют не только в подземках, но и в супермаркетах», — рассказывает Генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов.

Нас проводят по разным помещениям и рассказывают об их назначении. Так, ничем не примечательный вход в стене оказывается шахтой лифта для маломобильных граждан. В Новосибирске такое решение применили впервые. Как отмечают строители, раньше запроса на подъемники такого уровня не было, а теперь он сформирован — требования к безопасности другие. «На других городских станциях метро используют либо подъемники, либо полозья по лестницам», — уточняет Сергей Арапов.

Наконец, мы поднимаемся на перрон. Он пока ещё весь в укрепляющей арматуре. Кругом — сложное сплетение плотных кабелей, убегающие вдаль рельсы и рабочие, увлеченные каждый своим делом. Времени на выполнение поставленной задачи у них не много.

«Рабочие и техника тут находятся с полуночи до 4:30 где-то, — рассказывает сотрудник метрополитена Елена. — В 5:30 идет первый поезд, и до этого момента они должны убрать всю технику и строительный мусор, чтобы не создавать аварийных ситуаций».

Именно поэтому из окна проезжающего вагона пассажиры не видят процесса строительства — к моменту, когда запускаются поезда, на платформе новой станции никого нет.

В «день открытых дверей» все присутствующие метростроители готовились выполнить процесс, подготовка к которому заняла немало времени и согласований. Теперь нужно было уложиться в срок.

Этап формирования платформы оказался довольно трудоемким. На заранее подготовленную, обнесенную опалубкой и укрепленную тремя слоями арматуры поверхность с улицы по трубе под большим давлением подавалась готовая смесь бетона. Рабочие на месте оперативно раскидывали её лопатами. Чтобы выпустить из смеси пузырьки воздуха, использовали вибратор. Слаженные действия бригады проходили под пристальным контролем руководства.

В момент заливки пятого участка платформы напротив неё тоже кипела работа: уже другая бригада готовила последний участок для аналогичного действия с 29 на 30 сентября.

Как рассказали специалисты, застывать бетонная подушка будет несколько дней. А затем её обработают специальным составом, от которого поверхность станет глянцевой.

«Вот в такие моменты и оставляют памятные заметки, инициалы, например?» — спрашиваем у сотрудников станции. Они, улыбаясь, кивают: «Можно ещё бутылку с посланием заложить», — говорит кто-то, отшучиваясь. Но на самом деле это не серьезно: любой инородный предмет может нарушить технологию и привести к неприятным последствиям.

«После того как вся платформа будет залита, нам останется только установить перегородки между подвижным составом и платформой и двери, соответственно, тоже», — говорит Владимир Ушкаленко.

И это ещё один сюрприз для привыкших к открытым платформам сибиряков. На новой станции метро увидеть приближающийся состав не получится, от железнодорожных путей станцию будет отделять стена, а попасть в вагон можно будет только через двойные двери: одни — створки вагона, другие — двери в перегородке, открывающиеся синхронно.

Такое решение не только обезопасит пассажиров, исключая возможность падения на рельсы, но и сохранит тепло на станции, которая находится над землёй, объясняют специалисты.

Без перегородок на «Спортивной» и правда холодно: по широкому тоннелю гуляет ледяной, пронизывающий сквозняк. Сейчас на улице осень, и температуры пока не минусовые, а когда ляжет снег и ударят морозы, станцию без изоляции не спасет никакое отопление.

На самом деле поезда в подземке отгораживают во всем мире, такая практика уже применятся в столичном метро, теперь технологию опробуют и в Сибири.

«А ведь надземную часть метро планировали сделать прозрачной?», — спрашиваем мы.

«Да, действительно, такие планы были и есть», — отвечает Владимир Михайлович. Он же говорит, что всё должно было решиться ещё в этом году, но пока осталось как есть. Однако задача такая поставлена и будет реализована — для большей зрелищности во время поездки.

На вопрос, когда же «Спортивная» будет открыта, метростроители отвечают, что всё идёт согласно графику, без отставаний: тестовый запуск станции намечен на весну 2022 года, а полноценное официальное открытие планируется в августе. До этого момента в порядок необходимо привести электрооборудование, осуществить внешнюю и внутреннюю отделку помещений.

Фото: Александры Фоменко

 

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *