Сточный коллапс Новосибирска

рыба в Туле

Фото: АСТ-54

Только 0,4 процента всех новосибирских стоков проходят через очистные сооружения. Все остальные нечистоты прямиком попадают в городские водоёмы, а затем – в Обь.

Новосибирск истекает промышленными и бытовыми нечистотами, уничтожая все протекающие через него речки. Приемниками загрязнённых поверхностных вод, хозяйственно-бытовых и промышленных стоков выпало стать Оби и её притокам: рекам Иня, Тула, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменка, Нижняя Ельцовка, Камышенка и Плющиха. Ежегодно в них поступает порядка 350 миллионов кубометров сточных вод. Треть, по информации экспертов, направляется в водоёмы напрямую – в первозданном дурно пахнущем виде. А поверхностные стоки в новосибирские реки попадают безо всякой очистки чуть ли не в стопроцентном объёме.

Новосибирцы к этому привыкли: деваться-то некуда. И вспоминают о сточных проблемах лишь когда в Туле рыба начинает плавать кверху брюхом или скопившиеся зловонные стоки портят воздух настолько, что дышать становится затруднительно. По мнению министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрея Даниленко, застройка города ведётся без учёта сточных проблем, без оглядки на чистоту рек, протекающих через Новосибирск.

— Кроме короткого участка набережной, город не повёрнут лицом к водным объектам, все они — задворки, — заявил Даниленко на последнем заседании комиссии Заксобрания НСО по экологии. — Берега Тулы, 1-й Ельцовки после расчистки могли бы стать зоной отдыха в пределах комплексной застройки микрорайонов, но последующее строительство этого так и не учло. 1-ю Ельцовку мы расчистили до Ипподромской, а затем при строительстве на Танковой произошло сползание грунта прямо в русло реки.

Знакомясь с такими примерами совсем не экологичного отношения к водосбросам, начинаешь понимать, насколько безысходно будущее новосибирских водоёмов. И ответственность за эти сточные безобразия брать на себя, по большому счёту, никто не хочет. Городские власти не могут заниматься очисткой рек, потому что, как они утверждают, те относятся к объектам федерального значения. Это прописано в Водном кодексе. Прикрываясь такой неразберихой, предприятия и жилкомхоз загрязняют реки практически безнаказанно.

— Основные проблемы малых рек связаны с тем, что наш город имеет индустриальный фон развития, — говорит председатель муниципального комитета охраны окружающей среды Мария Сидорова. — И испокон веков малые реки использовались, простите, как сточные канавы. Все стоки, которые образовывались на предприятиях, попадали в малые реки.

Результат такого отношения к новосибирским водоёмам ужасает: через очистные сооружения городской канализации проходит лишь 0,4 процента всех стоков. Остальное попадает в Обь, Иню и другие реки Новосибирска безо всякой очистки.

Конечно, в мэрии о проблеме стоков знают давным-давно и время от времени предпринимают с помощью региональных властей попытки исправить ситуацию. С 2007 по 2013 год русла городских речек чистили. И чистили достаточно успешно. Преобразились до неузнаваемости, например, Тула и Нижняя Ельцовка. За счёт чего этого удалось добиться? Да за счёт денежных вливаний из федеральной казны. Минприроды региона в те годы попало в соответствующую госпрограмму, вот и деньги появились. Но это всё в прошлом. С тех пор реки снова стали стремительно превращаться в сточные канавы.

— На сегодняшний день ситуация у нас ухудшается, — признаёт Мария Сидорова. — Проблемами малых рек Новосибирска сегодня являются несанкционированные свалки, несанкционированные сбросы жидких бытовых отходов, промышленные и ливневые стоки. Кроме того, проблемой малых рек является хаотичная застройка.

Чем всё это оборачивается для горожан, полагаю, объяснять не надо. Но отсутствие очистных сооружений необходимой мощности, адекватной системы коллекторов, должного контроля за стоками и вообще внятной системы водоочистки в Новосибирске приносит колоссальные убытки муниципалитету. Ведь приходится платить крупные штрафы за нарушение экологии и практически вручную сотнями мешков вывозить прибрежный мусор. В прошлом году, к примеру, на это потратили свыше пятидесяти миллионов рублей.

Борьба с мусором, которым заваливают новосибирские речушки ведётся, казалось бы, всеми доступными средствами. Вот только мусор, как говорится, и ныне там. Мэрию упрекают в том, что средств на это выделяется недостаточно, что, мол, и расчистка несанкционированных свалок ведётся, спустя рукава, и виновных в этом безобразии ищут ни шатко ни валко.

— Простите, а почему муниципалитет должен тратить бюджетные деньги на вывоз свалок? – Задаётся вопросом депутат Заксобрания НСО Денис Субботин. — Не проще ли следить за тем, чтобы они не образовывались. Мы все знаем, что к нашим малым рекам не так много подъездов. Можно же перекопать, перегородить. В конечном итоге, хотите, я свои деньги вам дам, и вы повесите там камеру наблюдения. Тогда будет понятно, кто возит мусор и кому выставлять счета за уборку.

Предложил Субботин прояснить и ещё один существенный вопрос:

— Мэрия города Новосибирска выдает разрешения на строительство. Если возьмём градостроительный план и положим его на карту с реками, мы увидим, что большинство прибрежных территорий должны быть застроены, — постарался депутат заглянуть в корень проблемы.

Министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Даниленко эту тему продолжил:

– Более того, город исчерпал возможности развития объектов транспортной инфраструктуры и сегодня рассматриваются проекты строительства дорог в поймах малых рек. Считать это градостроительной ошибкой или ещё чем-то не моя прерогатива, но это констатация фактов, — сказал Даниленко.

Работают в городе два муниципальных предприятия, напрямую связанных со сточными водами — «Горводоканал» и «Метро МИР». Но их возможности, говоря без экивоков, – мизерные. У «Горводоканала» — пять станций для сброса и очистки жидких бытовых отходов. У «Метро МИР», отвечающего за функционирование новосибирской ливнёвки, и вовсе нет ни одного очистного сооружения. Вода из системы ливневой канализации, вместе со смывами с дорог, с грунтом и фекалиями сразу попадает в малые реки, а оттуда – в Обь. И ещё один печальный факт: из 570 километров ливневой канализации всего 130 — в муниципальной собственности. Остальные — бесхозны. Установить, кому они принадлежат, и что из них сливается, по словам представителей мэрии, практически не реально.

— Основной проблемой в городе Новосибирске является несоответствие пропускной способности сети ливневой канализации объёмам отводимых стоков и отсутствие очистных сооружений, — констатирует заместитель директора МП «МЕТРО МиР» по развитию Алексей Галкин. — Для решения задач наше предприятие разработало инвестиционную программу «Развитие централизованной системы водоотведения». Мы планируем строительство восьми крупных очистных сооружений на реках Обь, Тула, Иня и Плющиха. Также будут очистные сооружения на карьере Юго-Западный. Сейчас документация на госэкспертизе. Мы уже получили замечания, вносим изменения.

Действительно, в разных частях города сейчас планируют построить восемь новых водоочистных сооружений. По предварительным подсчётам они обойдутся в шесть миллиардов рублей. Вот только, откуда взять эти деньги, пока никто не знает. Да и как считает тот же Алексей Галкин, этих станций хватит на то, чтобы очистить лишь порядка десяти процентов сточных вод Новосибирска.

Чтобы всё-таки сберечь малые реки Новосибирска в мэрии разрабатывается так называемый «Водно-зелёный каркас». Проект интересный, но…

— Есть какие-то сроки разработки документации? Когда этот ваш каркас увидит жизнь? Не получится ли, что до того времени от рек ничего не останется и сохранять будет нечего, – интересуется у специалистов мэрии депутат Законодательного собрания региона Ирина Диденко.

Выяснилось, что вопрос не праздный. Созданная для выработки концепции «Водно-зелёного каркаса» комиссия планирует отдельно рассматривать территорию каждой речки. И потребуется для этого не менее двух-трёх лет. Так что, судя по всему, сточный коллапс в Новосибирске – надолго.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *