Сергей Федорчук: «В современном мире быть конкурентоспособным — это важно!»

Развитие системы профессионального образования является приоритетным для Новосибирской области. В рамках национального проекта «Образование» из федерального и областного бюджетов выделяются серьёзные средства на укрепление материальной базы учебных заведений. Это приносит положительные результаты. В частности, растёт количество студентов колледжей и техникумов. Так, если четыре года назад в регионе обучалось около 54 тысяч студентов, то в 2020—2021 учебном году их количество увеличилось до 64 тысяч. И эта тенденция становится устойчивой.

В начале октября исполнился 81 год со дня подписания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». А ровно десять лет назад в Новосибирской области была создана система профессионально-технического образования, которая демонстрирует положительные результаты. Обобщая достигнутые успехи прошедшего периода, министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук отметил, что «мы сумели перейти в новую фазу современного среднего профессионального образования, сохранив инфраструктуру системы СПО». По его словам, сегодня новосибирские техникумы и колледжи вполне могут конкурировать с вузами региона.

— Сергей Владимирович, можете более подробно рассказать о работе системы профессионального образования Новосибирской области?

— Подчеркну, что именно с приходом на должность губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова эта работа ещё более активизировалась. В первую очередь, финансовые средства пошли на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования, открытие новых центров опережающей профессиональной подготовки. К примеру, в обновление учебных мастерских в нынешнем году мы вложили около 120 миллионов рублей, к сожалению, это примерно в три раза меньше, чем вкладывалось в доковидное время. За счёт средств регионального бюджета мы ремонтируем учебные корпуса и общежития, на федеральные деньги закупаем необходимое оборудование. К сегодняшнему дню нам удалось оборудовать 36 мастерских в 17 колледжах и техникумах. Эта работа ускорилась в связи с тем, что наша область вошла в федеральный проект «Молодые профессионалы», и многие соревнования по различным компетенциям теперь проводятся на обновлённой базе наших мастерских. За счёт создания нормальных условий для обучения и подготовки грамотных кадров нам удаётся увеличивать количество обучающихся, укреплять престиж среднего профессионального образования, поднимать спрос на рабочие специальности. Об этом говорит то, что ежегодно мы прирастаем примерно на 200—300 человек. Участвуем во Всероссийском проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6—11 классов «Билет в будущее», который направлен на формирование у молодых людей способности строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанно выбирать профессиональный путь. Сегодня мы готовим качественные кадры, которые востребованы на рынке труда. Это подтверждаем не только мы, это фиксируется и на федеральном уровне. В среднем от 75 до 85 процентов выпускников колледжей и техникумов находят работу по специальности на предприятиях Новосибирской области. А по некоторым специальностям доходит до 90 процентов. Это высокий показатель.

— А какие профессии сегодня востребованы у молодёжи? Возникает ли дефицит в рабочих кадрах?

— Востребованы самые разные специалисты. В том числе, сварщики, повара, слесари, IT-ишники и другие. Мы готовим рабочие кадры в зависимости от потребностей рынка. К сожалению, этот рынок сегодня неустойчивый, потому что наша региональная экономика не диверсифицированная.

Для решения кадровой проблемы мы создали отраслевые советы, в которые входят руководители предприятий малого и среднего бизнеса. Именно эти советы в сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального образования во многом помогают сглаживать остроту вопроса нехватки специалистов рабочих профессий.

— Нехватка хороших рабочих рук, наверное, связана с тем, что в 90-е годы вдруг все решили, что нам не нужны будут ни сварщики, ни токари, ни слесари…

— Да, так и было. Но, как оказалось, сегодня спрос на них очень высокий, поэтому мы каждый год увеличиваем в колледжах по одной-две группы тех же сварщиков. Но их всё равно не хватает. Правда, ситуация меняется в лучшую сторону. Многие критики в соцсетях не устают твердить о том, что сегодня в сфере государственного профессионального образования всё плохо, учебный процесс организован неправильно. На самом деле это не так. Значимость рабочих профессий поменял не только спрос на них, но и Международный проект WorldSkills. В прошлом году, когда мы открывали такую компетенцию как «Работы с листовым металлом», не предполагали, что современные ребята пойдут гнуть металл и делать из него какие-то изделия. Это ведь ручная работа, требующая сноровки, терпения. Ещё удивительнее то, что наша область успешно выступила по этой компетенции на Всероссийском чемпионате, выиграв «серебро» среди юниоров.

Ребята также интересуются профессией электромонтажника. В этой компетенции юные сибиряки отлично выступают на международных соревнованиях. В прошлом году победили самих китайцев! Многие, наверное, помнят, что ещё два-три десятилетия назад сегодняшняя профессия электромонтажник, а тогда — электрик считалась непрестижной, не требующей высокой квалификации. Но время подтвердило, что это не так! Сейчас каждый специалист рабочей профессии — почти инженер. Участвуя в престижных соревнованиях и чемпионатах, ребята своими глазами видят, что на смену увесистой кувалде, гаечным ключам, пиле для резки металла пришли современное оборудование и приспособления, сделавшие некогда тяжёлый труд весьма привлекательным. Плюс ко всему рабочие профессии хорошо оплачивается.

— Как вы считаете, насколько эффективна такая практика, когда после окончания девяти классов многие ребята поступают в колледжи, чтобы потом продолжить образование в вузах?

— Это — правильный подход. Потому что ребята, хорошо окончившие колледж, могут продолжить дальнейшее образование на совершенно другом уровне, имея за плечами представление о будущей профессии. От этой системы нельзя отказываться. Но разговоры об этом сегодня идут. Между тем, такая система образования на пороге самостоятельной жизни позволяет молодым людям укрепиться или, наоборот, отказаться от выбранного пути. Такой подход открывает перед ребятами новые горизонты для планирования своего будущего. Даже если не станут большими руководителями, они всё равно добьются хороших успехов в профессии. Для молодёжи — это социальный лифт.

Но меня волнует другое. Почему ребята после окончания колледжа на общих основаниях поступают в вуз. Для них, считаю, необходимо отменить ЕГЭ. Закрывать этот коридор (через колледж — в вуз) ни в коем случае нельзя.

— Вернёмся к теме дефицита рабочих кадров. Недавно один из руководителей довольно крупного предприятия посетовал, что на рынке большой дефицит профессиональных кадров. Но это как-то не вяжется с тем, о чём вы говорите…

— Предпринимательское сообщество не только должно говорить о том, что им чего-то не хватает, но и предпринимать усилия для того, чтобы рабочие кадры появлялись. Готовить специалистов в пустоту мы не можем. Если есть спрос — готовы его обеспечить. Но думать об этом нужно заранее, а не тогда, когда предприятие остаётся без рабочих рук, то есть за три-четыре года. Кстати, многие бизнесмены сегодня строят свою кадровую политику с перспективой на будущее, учитывая потребность кадров в ближайшие годы. Так работает, к примеру, угледобывающая компания «Сибирский Антрацит», а также целый ряд предприятий, в том числе — многие IT-компании.

Нужно понимать также, что современная молодёжь выбирает ту или иную рабочую специальность исходя из того, сколько можно заработать. Это очень важный момент. И не учитывать его нельзя. Мы также помогаем директорам колледжей и техникумов бесплатно оснащать учебные мастерские и лаборатории необходимым профессиональным оборудованием. Такие руководители берут на оплачиваемую практику студентов. В зависимости от того, как организована практика, многие ребята делают свой выбор места для будущего трудоустройства. Это, образно говоря, улица с двухсторонним движением.

— Сергей Владимирович, с сентября 2021 года педагоги организаций системы профессионального образования начали получать доплаты пять тысяч рублей ежемесячно за классное руководство. На эти цели из федерального бюджета в регион направлено порядка 50 миллионов рублей. Как вы считаете, насколько эта мера будет эффективна? И что именно она даст?

— Считаю, что введение доплаты за классное руководство является знаковым показателем отношения государства к труду учителя, к воспитанию молодого поколения. Ведь воспитание в образовательном процессе зачастую важнее самого обучения. Пять тысяч рублей — это существенная доплата к заработной плате педагога. Прошёл всего месяц, а уже сегодня мы ощущаем, что интерес к классному руководству изменился. Государство в лице президента поступило абсолютно верно и своевременно. Это окажет положительную роль на формирование социальной, культурной, национальной идентичности молодых людей. Педагог должен учить детей, прежде всего, любить Родину.

Давайте вспомним знаменитого министра иностранных дел царской России Александра Михайловича Горчакова, который после Крымской войны был одним из инициаторов реформы в образовании. Казалось бы, никакой связи — министр иностранных дел и система образования. Но для него, истинного государственника, эти понятия были неразделимы. Он был убеждён, что, готовя образованные кадры из вчерашних крестьян, страна строит своё будущее. И был абсолютно прав. Ведь любить Отчизну можно по-разному. Тот же Владимир Высоцкий, обличая недостатки своей Родины, заявлял, что никогда не позволит никому её осуждать. Да, мы должны бороться с недостатками, но не должны причитать, что всё у нас плохо, не всё в порядке в системе образования и что вообще у нас нет того-сего, пятого-десятого. При этом люди, которые так говорят, не имеют за душой ничего доброго и созидающего. Скажу больше. Патриотизм, любовь к Отечеству формируется не только в школе или колледже, но в большей степени в семье. В этом контексте задача перед образовательными учреждениями стоит колоссальная.

— Сегодня престиж учителя не очень высок, мало кто из учеников испытывает перед ним благоговение, которое испытывало, скажем, старшее поколение…

— Престижность профессии учителя зависит от многих обстоятельств. В том числе, и от нас с вами. Если мы видим только недостатки и не говорим ничего хорошего, она не станет престижной. Я постоянно общаюсь с молодыми педагогами, с детьми. Могу сказать, что у многих детей сегодня совершенно иное отношение к учительству. Оно — положительное.

Проблем в современном образовании много, никто их не замалчивает. Это, в том числе, и недофинансированность российского образования. Но это не означает, что образование у нас плохое. Наши дети очень умные, показывают высокие результаты на международных соревнованиях. Они первенствуют во многих вещах. Но есть, к сожалению, и такие, из которых вырастают недостойные граждане страны. Только ли школа или колледж виноваты в этом. Нет ли здесь также вины общества? Не в вакууме же вырастают такие люди. Но почему тогда только учителя должны отвечать за то, что у некоторых детей происходят определённые сдвиги в психике?

Я не защищаю коллег-учителей, которые нередко сами дают повод для негативного к себе отношения. Учитель должен быть гибким, в меру бескомпромиссным, требовательным, но обязательно справедливым. Тогда контакт с детьми будет плодотворным.

— Сергей Владимирович, сегодня одной из проблем профессионального образования в России считается низкий престиж рабочих специальностей и неоправданно завышенный престиж высшего образования как такового. Как вы считаете, что можно сделать для решения этой проблемы? Что уже делается в регионе для популяризации средне-профессионального образования и рабочих профессий?

— Ещё раз повторюсь, мы активно участвуем в чемпионате Worldskills, в рамках которого проводятся также и соревнования среди юниоров — подростков 10—12 лет. У нас развивается федеральный проект «Билет в будущее». Он предполагает знакомство 5—6-классников с основами не только рабочих, но и других профессий. Это — профориентационная работа в школах. В образовательных учреждениях региона успешно внедряется новый модульный урок технологии, задача которого — дать возможность детям глубже познакомиться с разными профессиями. В рамках каждого курса дети знакомятся с тремя-четырьмя профессиями. На базе школы № 80 в Советском районе города Новосибирска мы создали первый в регионе центр политехнического обучения. Здесь школьники, осваивая учебную программу, получают ещё ту или иную профессию.

Не могу не сказать о работе по программе деткой одарённости. Открыли кванториум на базе НГТУ с привлечением преподавательского состава. По принципу образовательного центра «Сириус» в Новосибирской области создали Региональный центр «Альтаир», который располагается на базе центра имени Олега Кошевого.

Развиваем ресурсные центры. Специализированные классы. Больше внимание уделяем техническому творчеству. Многие нас критикуют, заявляя, что это не то техническое творчество, каким оно было в советское время. Да, не то. Но мы не забываем это «не то». Там, где оно развивается, — поддерживаем. Но все же, считаю, технического творчества не хватает. Тем не менее, это направление сегодня успешно развивается. Деятельность кванториума как раз на это и направлена. Только по длинным программам мы будем обучать до полутора тысяч детей в год.

— Не кажется ли вам, что профориентационная деятельность в школах охватывает слишком мало рабочих профессий? Не станет ли это ограничением для ребят при поступлении в колледжи и техникумы?

— Да, так было. Но сегодня картина изменилась. Мы активно раздвигаем рамки профориентации в школах и делаем её более разносторонней. Например, в Новосибирске сегодня вокруг каждого профессионального колледжа группируется 8-10 школ по разным компетенциям. Это даёт ребятам широкий выбор.

— В начале осени состоялось заседание президиума Государственного Совета о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования, на котором были озвучены планы по ряду важных изменений в этой сфере. В частности, говорилось о необходимости перестать использовать по отношению к образованию слово «услуга». Что вы лично думаете об этой инициативе?

— Я тоже не считаю, что образование — это услуга. Быть учителем — это труд, который никоим образом нельзя назвать услугой. Многие вещи в образовании, на мой взгляд, неизмеримы. Например, как измерить воспитание? Говоря об услуге, мы иногда выдаём желаемое за действительное. К услуге относится всё, что ты физически оказываешь, и этот процесс можно измерить. В образовании этого сделать нельзя.

— Считаете ли вы, что качество образования в Новосибирской области находится не на должном уровне?

— На самом деле, качество образования по отдельным предметам, конечно, падает. Но это не говорит о том, что всё плохо. Наоборот, это является поводом для внесения изменений в подходы к обучению. Вы удивитесь, но отрицательным трендом современного мира является плохое знание математики. В связи с этим считаю, что в школе должно быть два главных предмета — русский (родной) язык и математика. Эти два предмета — основа жизни человека с точки зрения его общего развития. Язык — гуманитарная сфера, математика — все естественно-научные дисциплины. На мой взгляд, в начале 90-х годов мы забыли об этом и поэтому получаем сегодня такой неутешительный результат. Чтобы не деградировать в этом плане, мы усиливаем работу со школами. Не секрет, что в некоторых сельских школах не хватает учителей по многим предметам. Чтобы ликвидировать этот пробел, мы, например, в тех школах, где сегодня нет учителей по некоторым предметам, запустили проект сетевой учитель. Он сегодня работает в тестовом режиме, но со второй четверти заработает в полном объёме. То есть, скажем, учитель математики из Новосибирска или же из другого муниципалитета занимается с детьми в удалённом режиме. Уверен, что внедрение проекта сетевого учителя принесёт положительный результат, повысив качество образования детей. Но для кардинального решения проблемы потребуется время. В этом плане многое делают и сами школы. Мы стараемся давать возможность современным школам самим принимать решение по развитию системы образования.

 

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *