Археологические исследования чрезвычайно важны, они воссоздают историю Сибири

Курганы Катандинской долины

Фото: archaeology.nsc.ru

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН в нынешнем полевом сезоне работали на территории Сибири и Дальнего Востока.

Они, в частности, изучали, каким образом и при помощи каких технологических приёмов древний человек изготавливал орудия из обсидиана – вулканического стекла. По словам академика РАН, доктора исторических наук, главного научного сотрудника, заведующего отделом археологии палеометалла Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслава Ивановича Молодина, проблема изготовления таких орудий очень актуальна. Однако, сетует он, в нынешнем году из-за пандемии намеченные исследования на Японских островах провести не удалось. «Тем не менее, на территории России мы смогли провести ряд исследований этого интересного вулканического материала», — говорит он.

Участники экспериментальной экспедиции в Приморском крае собрали сырьё, протестировали его, расщепляли в формате контрударной и ударной техник, а также смогли получить разные заготовки и некоторые орудия. Всё это делается для того, чтобы понять, какими именно способами древние люди создавали орудия из обсидиана. «Многие культуры Тихоокеанского бассейна применяли предметы, сделанные именно из обсидиана, поэтому изучение технологий изготовления имеет важное значение», — подчеркнул учёный.

Интересные работы по изучению первобытного искусства сибирские археологи провели на территории Минусинской котловины, где находится известный археологический памятник – так называемая боярская писаница, относящийся к концу первого тысячелетия до нашей эры. «На каменных плитах изображены дома, люди, предметы хозяйственной деятельности, — рассказал Вячеслав Иванович Молодин. – Но этот интересный памятник ещё никто не изучал с точки зрения технологии нанесения этих рисунков. В нынешнем полевом сезоне были получены фундаментальные данные по этой технологии». Учёный добавил, что во время нынешней экспедиции были обнаружены новые рисунки, которые относятся к рубежу плейстоцена и голоцена.

Сибирские археологи исследовали также территорию Катандинской долины в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Ещё в начале ХХ века здесь был обнаружен целый комплекс археологических памятников разных эпох, тогда же были сделаны серьёзные открытия. К сожалению, в последующие годы эта долина сильно подверглась воздействию хозяйственной деятельностью человека. В результате сильного антропогенного влияния многие памятники были разрушены. «Тем не менее, здесь нам удалось собрать много необычных предметов, которые представляют большой интерес для изучения», — добавил Вячеслав Иванович.

Археологи исследовали также интересный памятник Усть-Тартас-2, который находится в Венгеровском районе. Здесь была обнаружена статуэтка из кости в виде головы лося длиной около семи сантиметров. Она была изготовлена в IV тысячелетии до нашей, то есть в эпоху ранней бронзы.

«Произведения пластического искусства в культурах эпохи неолита, бронзы встречаются, но достаточно редко. Поэтому каждая такая находка для археолога — событие. Скорее всего, это культовый предмет. На нём есть какие-то насечки, которые нам ещё предстоит изучить. Однозначно можно сказать, что в период ранней бронзы такие предметы встречаются и в Западной, и в Восточной Сибири и они связаны с какими-то определёнными ритуалами», — пояснил Вячеслав Молодин.

Необычные артефакты были найдены также в поселении Тартас-1. Это — ямы для квашения рыбы. «Подобных ям здесь было обнаружено несколько. Они имеют некоторое количество радиоуглеродных дат, которые позволяют отнести этот памятник к раннему неолиту, IX—VII тысячелетию до нашей эры», — отметил Вячеслав Молодин.

В одной из ям нашли орудие, сделанное из лопатки лошади — скорее всего, оно попало туда, когда эту яму создавали. Кроме того, сохранились пласты рыбы, которые демонстрируют способ сохранения её запасов.

При раскопках памятника Тартас-1 исследователи изучали также могильники эпохи бронзы, некоторые типы погребальные практики андроновской археологической культуры. Для них были характерны обряды захоронения тел на боку в скорченном положении, трупосожжения. В одном из могильников обнаружены ранее неизвестные бронзовые украшения: височные кольца, браслеты из бронзовых бусин, которые нашивали на одежду. «Один из браслетов совершенно оригинальный — он сделан в виде спирали. По-видимому, это кольцо нашивалось на обувь андроновских женщин», — пояснил Вячеслав Молодин, отметив далее, что все проведённые археологические исследования чрезвычайно важны, поскольку воссоздают историю Сибири. «Археологические раскопки, разведки имеют фундаментальное значение для реконструкции истории Сибири», — заявил учёный.