Россия в поисках авиационной мобильности

А. Серьёзнов

ФГУП «ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского» — один из крупнейших в мире центров авиационной науки, который объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов. Одно из современных направлений деятельности института — разработка авиационных беспилотных систем. О перспективах авиационной мобильности нам рассказал помощник генерального директора по сертификации беспилотных летательных аппаратов Алексей Серьёзнов

— Последние годы развитию беспилотной системы навигации повышенное внимание уделяется во всем мире. Сюда входит система авиационного толка, ракетного толка, автомобили — то есть, любые транспортные беспилотные автоматические системы, действующие без участия человека. В течение достаточно длительного времени направление беспилотных авиационных систем (БАС) развивалось в России достаточно слабо. За рубежом приоритетом являлись боевые беспилотники — лидерами здесь выступили США и Израиль. В последнее время серьезный импульс получило развитие БАС с точки зрения мониторинга поверхности Земли, это так называемый геомониторинг — контроль зданий, сооружений, естественных катаклизмов, изменений, опасных ситуаций, которые необходимо отслеживать в пилотном режиме, наносить на карты, предотвращать. Россия также включилась в этот процесс. Это связано с разработкой беспилотников, начиная с систем размером с муху и заканчивая большими летательными аппаратами типа «Мрии», которая весит 600 тонн, диапазон здесь безграничен, функции — перевозка грузов, пассажиров, возможно и боевое применение. И ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, и СибНИА им. С.А. Чаплыгина, еще ряд институтов занимаются этим. Летом этого года генеральный директор ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского Кирилл Иванович Сыпало пригласил меня и предложил мне должность помощника генерального директора по сертификации БАСов. С чем связана эта работа? Прежде всего, с необходимостью сертификации этих летательных аппаратов — необходима градация по весу, дальности полета, другим параметрам. Для этого нужно разработать нормы летной годности, методы определения соответствия, еще ряд документов, необходимых для правильного проектирования, изготовления и эксплуатации систем. Мы должны исключить ситуации, подобные той, при которой дрон-курьер «Почты России» стоимостью в 1,2 млн рублей разбивается во время своего первого полета. В отличие от пилотируемых летательных аппаратов в беспилотниках система автоматики, система управления является важнейшей. Нужно понимать, что ошибка в программе управления полетом — это рядовое явление, поэтому нужна длительная отработка программ и механизмов управления. Тем более, что за этим — будущее инновационного развития Мира и России в том числе — разрабатываются и беспилотные автомобили, и беспилотные такси, главное для которых — вопрос безопасности.

— Каков здесь потенциал России? Создавая беспилотные авиационные системы, мы сегодня планируем ориентироваться на собственные разработки либо на уже имеющиеся зарубежные узлы и механизмы? Этот вопрос важен, учитывая некоторую изоляцию нашей страны со стороны ряда мировых держав.

— Мы уже имеем собственные разработки. В советские времена на вооружении армии состояло несколько великолепных беспилотных летательных аппаратов, они до сих пор используются Вооруженными силами РФ. Это разработки КБ «Туполев», ОКБ им. А. С. Яковлева. Но это боевые системы. Для геомониторинга нужны иные возможности. Скажем, при лесном пожаре температура над очагом на высоте 500—1000 метров достигает +200 градусов. Необходим беспилотник особого рода. Второй момент: когда мы пришли в Сирию, мы вынуждены были закупить израильские беспилотники. Тем не менее, у нас есть несколько разработок, например, тяжелый беспилотный бомбардировщик компании «Сухой» класса «Охотник». Или средние летательные аппараты разработки компании «Кронштадт». Есть множество небольших производственных фирм, в том числе, в Новосибирске, которые занимаются легкими летательными аппаратами для наблюдения за окружающим пространством. Наконец, есть масса летательных аппаратов-игрушек производства Китая. Но пока нет правил и законодательных норм, всё это пока — полулегально. В федеральных авиационных правилах прописаны практически все нормы, но в них нет множества определяющих документов, этим нужно заниматься.

— Вы упомянули, что несколько российских институтов занимаются разработкой беспилотников. Какие системы разрабатываются ими и существует ли кооперация, когда двигателем, скажем, занимаются одни, аэродинамикой другие, третьи — еще чем-то, а на выходе мы имеем современный БЛА?

— Вы затронули серьёзный вопрос. В России на сегодня нет двигателей для беспилотных летательных аппаратов. К сожалению. Ни для какого практически класса, кроме «Охотника». Для всех остальных — двигатели зарубежные, и это тяжелый для нас момент. Попытки создания современного двигателя в нашей стране есть, это энтузиасты, грамотные и толковые специалисты, но такая работа требует времени, нужны годы, ведь за последние 30 лет мы утеряли многие технологии и качественные материалы, и именно это нас сдерживает сейчас. В итоге даже для оборонной промышленности часть оборудования мы закупаем в Китае и поставляем в виде комплектующих на боевую технику.

Если говорить о беспилотниках, они отличаются такой особенностью: его, по сути, может построить даже любитель, и контроль за этим установить сложно, а может, и невозможно. Но мы говорим об аппаратах, которые приносят экономическую выгоду: на западе, например, крупные торговые сети с помощью беспилотников планируют организацию доставки заказа из точки А в точку Б. Плюс перевозка лекарств, почты — применений множество. Но, повторяю: все должны быть уверены, что, пролетая над городскими кварталами, людьми, автомобилями, беспилотники надёжны и безопасны. Если говорить о СибНИА, то последние годы институт занимается легкой авиацией на базе АН-2, порядка 30 модифицированных самолетов успешно используются на севере России, велись разговоры о строительстве на этой базе беспилотного аппарата большого размера, и это создание систем управления, контроля, сопровождения вполне возможно, требуется просто время.

 

Беседовал Сергей ГОНТАРЕНКО

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *