Только факты: что получил Юрий Гагарин за 108 минут полета в космос и знаменитые фразы космонавтов

Архив: ЦЭНКИ / Роскосмос

В рамках 60-летия первого полета человека в космос мир узнает все новые и новые факты об открытии неизведанного мира вселенной: кто был в манекене Ивана Ивановича, который покорил космос за месяц до полета Гагарина, как советская власть наградила первого космонавта за подвиг и его родню, что на старте сказала Терешкова и Армстронг, ступив на Луну.

60 лет назад, 12 апреля 1961 года, все радиостанции Земли прерывали свои передачи, и сообщили сенсационную новость – человек в космосе! Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток» облетел планету за 108 минут и благополучно вернулся. Гагарин стал первопроходцем космоса, национальным героем, гражданином планеты Земля.

фото: Роскосмос

Мир услышал гагаринское «Поехали», ознаменовавшее начало пилотируемой космонавтики. А ведь «Поехали» — было любимым словом летчика-испытателя Марка Галлая, методиста и инструктора отряда космонавтов. Это он произносил «ну, что поехали?» вначале каждого упражнения на тренажере – имитаторе корабля.

Всего через три недели прозвучало и второе известное «космическое» изречение. Астронавт Алан Шепард, стартовав с мыса Канаверал 5 мая 1961 года произнес: «Только бы не облажаться!»

16 июня 1963 свою лепту в историю космоса внесла Валентина Терешкова произнеся при взлете: «Эй, небо, сними шляпу!». А 20 июля 1969-го астронавт Нил Армстронг, ступая на поверхность Луны, сказав историческое: «Маленький шаг для человека, большой скачок для человечества».

Мудрые высказывания Юрия Гагарина:

— Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты…

— Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!

— Главная сила в человеке — это сила духа.

— Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа.

За месяц до полета. 9 марта 1961 года Юрию Гагарину исполнилось 27 лет. И самым отличным подарком ко дню его рождения стал старт очередной ракеты-носителя с космическим кораблем, на борту которого находилась собачка Чернушка и манекен Иван Иванович. Но манекен был с загадкой. В его теле были лабораторные мыши и крысы. Полет корабля длился 115 минут и завершился успешно.

25 марта 1961 года с космодрома ушла еще одна ракета-носитель с космическим путешественником, собакой Звездочкой, которая также благополучно вернулась на Землю.  До первого старта человека в космос оставались дни…

фото: Роскосмос

Предстартовая речь Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 года: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты… Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой-можно ли мечтать о большем! Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полёт! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях… Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма, общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда, говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких! До скорой встречи!

Интересный факт:

Питание для полета Гагарина закладывалось на десять суток, на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. И тогда космонавту предстояло снижение за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы. И вместо 108 минут Юрий Гагарин приземлялся бы около 10 суток.

Сергей Королев рассматривал тогда все варианты нештатных ситуаций, просчитав, как говорится, все возможное и невозможное для их предотвращения и обеспечения как безопасного полета первого человека в космос, так и его благополучного возвращения на Землю.

Чем премировало советское правительство Юрия Гагарина и его родственников

Для семьи Юрия Гагарина: денежное вознаграждение — 15 тысяч рублей, жилой дом, четырехкомнатная квартира и их полная меблировка, автомашина «Волга», телевизор «Рубин», стиральная машина, холодильник, пылесос, радиола «Люкс», пианино, ковры, одело – 2 штуки и 6 комплектов постельного белья.

Для родителей Юрия Гагарина: сборный дом из трех комнат, телевизор, радиоприемник и мебель на три комнаты.

Лично для Юрия Алексеевича Гагарина: электробритва, 2 чемодана, 2 комплекта военного обмундирования — парадное и повседневное, пальто демисезонное и летнее, плащ, 2 костюма – светлый и темный, 2 пары обуви – черная и светлая, 6 белых рубашек, 2 шляпы, 6 пар носок, столько же пар белья нижнего шелкового, столько же трусов и маек, 12 штук носовых платков, пара перчаток, 6 галстуков.

Для супруги Гагарина: пальто летнее и демисезонное, черный костюм, плащ, 3 платья, 2 блузки, одна шерстяная кофта, 2 шляпы, 3 пары туфель, 6 пар чулок, гарнитуры – 6 штук, 2 дамских сумочки, 2 косынки – шерстяная и шелковая.

Для детей: кроватка, коляска, 4 платья шерстяных, 2 пальто и шапочки -зимние и летние, 4 пары обуви, куклы, игрушки, детское приданое (для второй дочери).

Фото: Роскосмос

Для матери: пальто зимнее и летнее, плащ, пуховый платок, 2 пару туфель, 6 пар чулок, кофта шерстяная, белье.

Для отца набор не сильно отличался от общего списка родственников: пальто летнее и зимнее, плащ, фуражка, белье, ботинки, два костюма, 4 галстука, 6 штук носовых платков, и 6 пар носок.

Двум братьям и сестре Юрия Алексеевича Гагарина презентовали по 1000 рублей.

Напомним, что сегодня на МКС работает экипаж 65-й длительной экспедиции.

Использована информация из открытых источников, rg.ru, Роскосмос.