Дистанционное вырождение образования

Фото: «Красная весна»

Проблемы удалённого образования и цифровизации педагогики обсудили в новосибирском Академгородке.

Будущее российского образования, проблемы дистанционного обучения и других трендов в современной педагогике обсудили в новосибирском Академгородке на круглом столе «Образование без образа будущего — проблемы и перспективы». Противоречивых мнений было высказано учёными и специалистами самых различных направлений множество. Но если подвести краткий итог дискуссии, то к удалённому образованию, повсеместному внедрению дистанционки собравшиеся отнеслись крайне настороженно.

Старший преподаватель Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) Пётр Николаев, например, обратил внимание на то, что нововведения в образовании должны вводить не чиновники и экономисты, а учёные. И только — после тщательных экспериментальных проверок. По его мнению, такие вопросы, как введение дистанционных технологий в образовании, должны сначала подробно обсуждаться в научной среде. Затем необходимы многочисленные эксперименты. И лишь тогда появилась бы возможность сделать какие-либо выводы об эффективности или неэффективности дистанционного обучения. Так что, нет ничего удивительного в том, что сегодня, указывает Николаев, в научном сообществе нет никакого консенсуса о внедрении дистанционного обучения. А пока учёные отмалчиваются на эту тему, власть продолжает агрессивно навязывать дистанционные технологии в образовании обществу.

— С экономической точки зрения пользу дистанционки прекрасно описывают учёные-экономисты, — говорит Пётр Николаев. — Экономистов с удовольствием слушают чиновники, главной целью которых стоит сокращение расходов на что бы то ни было.

Николаев подчёркивает, что общество сегодня всё равно прекрасно видит все недостатки современного образования, особенно дистанционных технологий. Например, многие студенты сами отмечают, что у них пропадает мотивация к обучению во время онлайн-образования. Причём, заявляют об этом отличники.

— Студенты понимают, что на бюджетных местах они обучаются не потому, что это бесплатно, а потому, что общество в целом и их родители в частности оплатили высшее образование налогами. И у студентов возникает справедливое недовольство тем, что общее и равное образование у них отнимают как ценность, — поясняет Николаев.

Член Комитета по спасению очного образования (КСОО) Новосибирска Оксана Чингаева в ходе круглого стола считает, что за возвращение педагогических ценностей России должны намного более активно выступать не только преподаватели, но и родители школьников да студентов. Она привела такой пример: когда в 2020 году в Новосибирске ввели дистанционное обучение, родители массово начали протестовать. Под резолюцией против дистанционки подписались три с половиной тысячи жителей города. Проводились одиночные пикеты.

— Детей тогда довольно быстро вернули в школы, — рассказала Оксана Чингаева, — но после этого родительская активность сразу свелась почти к нулю.

Активистка отметила, что на самом деле перевод на дистанционное обучение — только часть проблемы. Хотя детей вернули в школы, но там вводят цифровизацию, насильно заставляют детей подключаться к цифровым платформам, проводят незаконный сбор персональных данных. При этом родители очень вяло реагируют на все эти проблемы.

— Родители хотят, чтобы проблемы решил кто-то ещё, — отмечает Чингаева. — Они говорят: мы с вами, но вы сделайте всё сами.

Член Общественной палаты Бердска и общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Марина Волкова в новосибирском Академгородке была ещё более категорична. Она заявила, что Россия отказалась от своего собственного мессианского пути и от своего образа будущего, из-за чего утратила свои позиции в мире. Волкова считает, что во всех ключевых странах мира есть образ будущего, тогда как в России оболгали советский мессианский образ будущего, а своего не создали. Однако именно образ будущего, приводит мнение эксперта информагентство «Красная весна», формирует коллективное сознание и общее согласие в народе.

— Мы по-прежнему встраиваемся в мутирующий Запад, — сказала Волкова. — В последнее время ускорились процессы трансформации человека, его дегуманизации. А российская власть встраивается в современные тренды.

Марина Волкова утверждает, что по молодёжи и детям в России уже наносятся удары через отказ от воспитания за счёт ювенальной юстиции, раннее растление через секспросвет и принуждение к виртуальному миру через цифровизацию образования. На снижение уровня образования в России влияет также, по мнению Волковой, отказ от классической культуры. Она напомнила: в Англии уже заявили об отказе от изучения Шекспира и классической музыки, а в России помощник президента Владимир Мединский заявляет, что Достоевский и Чернышевский не должны изучаться в школе якобы из-за своей сложности. Российская власть поощряет низкий культурный уровень среди молодёжи, предлагая ей в качестве образцов для подражания Моргенштерна, Даню Милохина, блогеров и так далее, уверена эксперт. Марина Волкова подчеркнула, что в России нужно создать новую молодежную стратегию развития, которая будет поднимать культурный уровень молодёжи и пропагандировать классические произведения.

Активный участник того же «Родительского Всероссийского Сопротивления», глава Бердского отделения РВС Александр Волков отметил, что в Советском Союзе коммунистический проект предполагал создание человека культурного и образованного. Для этого вводилось массовое образование, создавались рабочие факультеты, повышалась квалификация рабочих. В целом в людях формировались такие качества, как настойчивость, трудолюбие, социальная активность, дух солидарности. Это позволило достичь СССР невиданных успехов, в том числе выиграть в Великой Отечественной войне, создать ядерный щит и отправить человека в космос первыми в мире, напомнил эксперт.

Однако сегодня, по мнению Волкова, у России нет внятного образа будущего. Говорится о том, что национальной идеей должен быть то патриотизм, то многодетные семьи, то умеренный консерватизм. Эксперт пришёл к выводу, что современное образование в России и мире предназначено для создания легко манипулируемого общества.

— Вроде бы президент понимает и говорит о том, что внутри нации должен быть движущий механизм развития, но напрочь отрицает единую идеологию. Как же тогда должен работать этот механизм, имея разнонаправленные цели? — задался вопросом глава бердского отделения РВС.

Волков привёл в пример российский форсайт-проект «Образование-2030» и доклад «Будущее образования. Глобальная повестка». В них активно продвигаются дистанционное обучение, цифровизация образования, переход от знание ориентированной концепции к компетентностной, индивидуальные траектории обучения. Всё это, уверен Волков, никак не способствует воспитанию ребёнка, из детей создают послушных исполнителей.

—  И такое образование уже даёт свои плоды, в то время как старшее поколение, получившее советское образование, важнейшими его целями считает формирование гармонично развитого и творческого человека-гражданина, а молодёжь ждёт от образования развития индивидуальных способностей и всего того, что позволяет надеяться на успех в современном мире, — заявил Александр Волков.

Размышляя над проблематикой создания современных гуманистических ценностей среди российской молодёжи, психолог, учитель биологии и химии, основатель семейной школы «А-класс» Маргарита Мошкина подчеркнула, что индивидуальный образ будущего у человека может формироваться только при наличии образа будущего у всего общества. По её словам, сегодня у людей нет общего понимания, что такое образ будущего. Некоторые считают, что образ будущего у каждого индивидуален, например, если кто-то хочет быть пилотом, то у него один образ будущего, а если кто-то хочет быть учителем — то — другой.

— Но индивидуального образа будущего не будет без образа будущего у всего общества, — сказала Мошкина.

Она отметила, что образ будущего — это нормы желаемого и нежелательного поведения в обществе. Это общие ориентиры для всего народа. Это ценности, которые формируют цели. Это определённый культурный и образовательный уровень общества.

В качестве примера психолог привела образ будущего в СССР. Тогда почётно было быть учителем или инженером, поскольку почётно было помогать обществу. Сегодня молодёжь хочет быть чиновниками и блогерами, поскольку это прибыльно и популярно, сказала эксперт. Она добавила, что даже когда люди становятся блогерами или чиновниками, то они, на самом деле, не понимают, зачем они ими становятся. Люди не могут привязать свою профессию к общей цели в жизни.

По мнению Маргариты Мошкиной, детей нужно приобщать к классическим произведениям искусства, обучать их любить классическую литературу и музыку. Детей нужно отрывать от смартфонов и предлагать им интересные истории, интересные события. Также необходимо понимать, что для детей воспитание — это неотъемлемая и совершенно необходимая часть образовательного процесса.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *