Улица-оборотень

Улица Большевистская в 1972 году (Фото Государственного архива Новосибирской области)

Две мои любимые шутки про Большевистскую — это: «Всё больше новосибирцев в графе «место жительства» пишут: «Пробка на Большевистской» и «Большевистская — это улица-оборотень! Каждый день с рассветом она превращается в… ОГРОМНУЮ ПАРКОВКУ!»

В СМИ иногда проскакивает информация о том, что Большевистская — старейшая улица Новосибирска. Мол, еще когда не было города, она уже была. По ней шли обозы с Алтая в Томск и на Московский тракт.

Это не так.

И в то же время…

На Большевистской люди жили, еще когда не было не то что Новосибирска, но и России как таковой. На месте нынешнего «Европейского берега» существовало поселение людей в эпоху неолита и в бронзовом веке.

Но в остальном легенды о древности Большевички — не более чем легенды. Эта улица появилась в 1904 году, после решения властей Томской губернии связать дорогой растущий Новониколаевск и село Бердское. До того путник, следовавший из Барнаула в Томск или Москву, переправлялся через Обь на пароме неподалеку от нынешней ГЭС и уже по левому берегу выезжал на Московский тракт.

Да, существовала деревня Усть-Иня на месте нынешних Инюшенских переулков, но сообщение ее жители держали только с левым берегом Оби — с Буграми и Кривощековым.

Настоящая история Большевистской началась именно со строительства моста.

Появилась наезженная дорога из Усть-Ини в разрастающийся город, потом её продлили до села Бердское (собственно, в 1904 году) и назвали Трактовой. К середине 30-х годов её превратили в отличное по тем временам гудронированное шоссе, а потом Усть-Иня и вовсе стала частью разрастающегося Новосибирска. Но всё это было потом.

Сначала был Григорий Моисеевич Будагов, инженер-путеец, фактически — главный инженер на постройке моста через Обь. Тот самый Будагов, отреставрированная контора которого стоит в самом начале Большевистской, возле развязки, прозванной в народе «Горбом Городецкого».

Контора Будагова, кстати, считается старейшим зданием Новосибирска. На это звание также претендует как минимум один дом в Инюшенском переулке, но, во-первых, точную дату его строительства установить невозможно, а во-вторых, тогда это все-таки была Усть-Иня, лишь много лет спустя поглощенная городом.

Будагов на собственные средства организовал в Новониколаевске первую школу. Не для всех, правда, а для детей строителей моста, но тем не менее. Вообще, много чем запомнился молодому городу Будагов, и в знак признания его заслуг в 1912 году Трактовая была переименована в Будаговскую.

Затем именно в начале улицы Трактовой в здании управления Томским имением Алтайского округа кабинета Его Императорского Величества была заключена историческая сделка: 9 декабря 1907 года Николай II продал растущему городу кабинетские земли, чем, по сути, и превратил поселок мостостроителей в настоящий город.

В 1920 году Будаговская стала Большевистской. В рамках искоренения названий, связанных с царским режимом. Причем тут царский режим — непонятно. Будагов в опале у Советского правительства не был, он продолжил свою работу в области железнодорожного строительства. Так что правильнее тут, видимо, говорить не об искоренении памяти Царизма, а о насаждении Большевизма.

Много позже, кстати, сын Будагова, Григорий Григорьевич, успевший побывать в Советских тюрьмах и реабилитированный в 1955 году, проектировал один из мостов в Новосибирской области, в Венгерове, фактически продолжив дело отца.

Новосибирск разрастался. Разрастался и его более древний сосед, Бердск. Теснее становились связи этих двух городов и их общие связи с житницей Сибири — Алтаем. Большевистская стала важной транспортной артерией и превратилась из грунтовой дороги в гудронированное шоссе до Бердска. Его остатки можно найти сейчас на острове Тань-Вань — с пляжа на Обском море отчетливо видна просека в лесу на этом острове. Именно там и проходила эта дорога, ведущая к затопленному ныне Бердску.

С 1904 года в Новониколаевске работал завод «Труд», изначально специализировавшийся на ремонте речных судов и чугунном литье. Он был одной из причин становления Большевистской. Заводу требовались материалы и, конечно, рабочие, жившие в основной своей массе в городе. В Первую мировую здесь производились снаряды к бомбометам, в Великую Отечественную — корпуса мин и реактивных снарядов для «катюш».

В 1941 году на Большевистской поселился Инструментальный завод, эвакуированный из Сестрорецка. Один из старейших заводов в России, основанный по указу Петра Великого в 1721 году. В войну здесь производились боеприпасы и, конечно же, основная продукция завода — инструменты, необходимые другим заводам по всему Советскому Союзу.

Заводам требовались люди, и вскоре по Большевистской побежал трамвай. Пробегал он где-то до середины 60-х годов, когда растущий автомобильный трафик с Алтая вытеснил трамвайные пути. Большевистская становилась не просто важной транспортной артерией города, а улицей, соединяющей регионы! Обретала роль, которую ей сейчас приписывают легенды — связывала Алтай с Московским трактом.

Трамвай исчез, но остался троллейбус. Маршрут №14 «Площадь Ленина—Карьер «Борок» просуществовал до начала 90-х годов. Во всяком случае, в 1990-м он еще существовал на карте города, а в 1999-м Большевистская уже обретала славу «улицы-оборотня», троллейбус ликвидировали.

Прогуляйтесь по Большевистской! Желательно — утром выходного дня, чтобы не дышать выхлопными газами тысяч автомобилей, застрявших на ней в час пик.

Эта улица бережно хранит следы развития Новосибирска… В парке «Городское начало» стоит то самое здание управления кабинета Его Величества. В нем сейчас Музей Новосибирска. Напротив — контора Будагова. Чуть дальше, во дворе Обкома КПРФ, — огромный бюст Ильича, одним глазком поглядывающий на Большевистскую. Неподалеку — вызвавший столько споров бюст генералиссимуса Сталина.
Перейдите вливающуюся в Большевистскую улицу Маковского. Там, в тени высоток квартала «Инские холмы», прячется старая тяговая подстанция, снабжавшая некогда постоянным током трамваи большей части Октябрьского района. И трамвай № 1, «Вокзал—Плющиха», — в том числе. Одно из двух зданий на Большевистской, выполненное в стиле конструктивизма.

Дальше на юг — Коммунальный мост. Первый автомобильный мост через Обь. Важная веха развития Новосибирска! Сразу за ним — метромост, самый длинный крытый метромост в мире. Оба они заслуживают отдельного рассказа.

За ним — один из лучших театров города: «Старый дом», расположившийся в историческом здании. Когда-то это была одна из Крячковских школ. Чувствуете руку великого архитектора? Узнаете его стиль? Его ни с чем не спутать.

У пересечения с улицей Добролюбова – «пьяный», или «кривой» дом. Небольшая местная достопримечательность, построенная на месте другой, ныне снесенной. До середины нулевых здесь стоял частный дом с зеркальным фасадом – «Стеклянная изба».

Перейдите на правую сторону Большевистской и двигайтесь дальше. У дома № 26 стоит безрукая скульптура бронзового мальчика. Мальчик сторожит дверь в мастерскую ныне покойного Сандру Бортника, знаменитого Новосибирского скульптора, создавшего множество городских памятников.

Дальше, напротив Мелькомбината — одинокая и всеми забытая башня. Зачем она здесь? Каково ее назначение? Старожилы помнят, что до начала нулевых над Большевистской нависал зернопровод, опорой которого башня как раз и была. Зернопровод тянулся к мелькомбинату от Оби, и внутри него проходила конвейерная лента, по которой разгружавшееся с барж алтайское зерно подавалось напрямую на мелькомбинат. Уже к середине прошлого века баржи были полностью вытеснены железнодорожным транспортом, а зернопровод оставался бесхозным еще долгие годы.

Еще чуть дальше, не доходя до гипермаркета «Лента» — весьма интересный дом по адресу Большевистская, 48. Три дома в одном. Левая его часть построена в 1937 году. Правая — в 1941-м. А в 1963-м между двумя домами построили третий и объединили их в один. Интересен он не только своей историей, но и архитектурным стилем: конструктивизм. Если в центре Новосибирска памятников конструктивизма хоть отбавляй, то на Большевистской таких всего два. Этот дом и тяговая подстанция. После 30-х годов от конструктивизма стали отходить, и этот дом — самый поздний из Новосибирских зданий этого стиля, а, возможно, один из самых поздних во всей стране.

Согласитесь, интересная улица? Да, забитая пробками. Да, давно требующая строительства дублера и нормальных транспортных развязок Бугринского моста. Но интересная!

Она помнит многое. Деревянные трамваи и первые автомобили города, страшные военные годы, в которые люди ковали Победу у станков. Помнит баржи с зерном для мелькомбината и вагоны с углем для Инструментального завода. Помнит Крячкова и Бортника. Помнит, наконец, первый приезд Путина в Новосибирск, ради которого Большевистскую перекрыли начисто, полностью парализовав город.
А, возможно, помнит и древних людей бронзового века, стоявших лагерем на берегу Оби…

Не забывайте и вы о ее роли в жизни города. Пусть она будет для вас не только улицей-оборотнем.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *