Затерянный авангард. Почему в Новосибирске надо сохранять памятники конструктивизма
В Новосибирске в этом году впервые прошел фестиваль «Конструктивизм здесь!», призванный привлечь внимание к важности сохранения архитектурного наследия города. Один из памятников, на котором сделали акцент организаторы, – ДК «Клары Цеткин» на левом берегу. Чем он интересен и удастся ли его сохранить?
Новосибирск называют городом без лица: хаотичные застройки, бросающееся в глаза различие стилей и направлений в архитектуре. Новостройки соседствуют с одинокими частными домиками, скромные хрущевки теснятся среди величественных сталинок. Многообразие форм делает общую картину хаотичной и неряшливой. Нет лица – так говорят о столице Сибири гости города.
Историки и коренные жители отчасти согласны с этим утверждением – город и правда не сразу, да и далеко не всем, готов показать свою индивидуальность и красоту. Лицо у него есть, только разглядеть его трудно, нужно знать куда смотреть и что можно увидеть.
От ренессанса до авангарда
В Новосибирске, например, есть маленькая Флоренция – микрорайон Расточка, разрушающийся от времени и отсутствия заботы. Он легендарный и практически потерянный. Пока ещё можно рассмотреть признаки былого величия архитектуры, которую сравнивают с эпохой Ренессанса, однако беспощадное настоящее, все больше наступающее, легко и скоро может его уничтожить.
Есть и сталинские, уходящие в небо, здания с лепниной, колоннами. Им повезло больше. Часть послевоенных построек находится в центре города, на виду. За этим наследием ухаживают и реставрируют, хотя оно и тонет в элитных многоэтажках.
Также в Новосибирске можно найти ускользающие осколки конструктивизма… Это направление в архитектуре, литературе и живописи существовало недолго, с 1915 до середины 30-х годов, но определило целое направление, идею, дух, которые сегодня называют историческим наследием.
Заметные и значимые ансамбли периода конструктивизма разбросаны по всему миру – в Германии, Голландии, Франции, Белоруссии, Украине.
Все они отличаются от других строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
Город затерянного авангарда
В России строгие и лаконичные многоэтажки начала прошлого столетия чаще всего упоминаются в архитектуре Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. О Новосибирске говорят редко. А между тем именно в столице Сибири есть целые конструктивистские районы, хранящие важную для города, да и для страны, историю.
«Часто горожане, которые живут в домах-памятниках архитектуры конструктивизма не знают об этом, — говорит историк, руководитель проекта «Ново-Сибирск. Констуктивизм!» Евгений Дубровин. — Иногда даже люди творческие, художники не догадываются… Коллега – у него мастерская в доме, который был построен в конце 20-х годов. На вопрос, когда построен его дом, отвечает, что это 50-е, сразу относя его к другой эпохе. Он не похож на то, что строили до войны. Нет, друзья, это не 50-е, это значимое наследие нашего города, которое показывает принадлежность к большой культурной волне мирового авангарда в целом, русского авангарда и архитектуры конструктивизма в частности».
К характерным памятникам конструктивизма относятся фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы и дома-коммуны – они должны были наполнять архитектурные ансамбли Соцгородов Советского союза — жилых массивов-микрорайонов, строившихся по комплексному единому плану недалеко от крупных заводов для проживания и досуга рабочих. Сегодня то, что было построено в стиле конструктивизма – стало памятником золотой мечте, которая вдохновляла людей в 20-х начале 30-х годов.
В Новосибирский конструктивизм значимый и весомый вклад внес архитектор Борис Гордеев.
«Жизнь его была не только творчески наполненная, но и драматичная, — рассказывает идейный лидер проекта «Ново-Сибирск. Констуктивизм!» Владимир Сорокин. — После того как от конструктивистов потребовали отказаться от своих принципов, Гордееву пришлось взять на себя тяжелую ношу осуществлять компромисс. Он переделывал проект театра оперы и балета, который первоначально был конструктивистским голым яйцом с непрерывным остеклением. Сейчас театр оперы и балета – это сталинский торт. Им он стал после переделок. Компромисс между конструктивизмом и новой волной сталинской архитектуры – стилем ар-деко – делал Гордеев. Гордеев пытался найти компромисс, и это накладывало отпечаток на его настроение, на его здоровье, на его жизнь».
Сегодня на Заельцовском кладбище Гордееву установлен памятник. Умер мастер в 1943 году от туберкулеза.
Карта конструктивизма
В 2015 году в Новосибирске была нарисована карта объектов конструктивизма. Её создателями стали Антон Гашенко (НГУАДИ), Владимир Сорокин (идеолог движения, идейный лидер проекта «Ново-Сибирск. Констуктивизм!») и Евгений Дубровин. Сейчас она доступна для любого, кто пожелает её изучить. Новые объекты появляются на ней до сих пор. Антон Гашенко, кандидат наук и эксперт по архитектуре, отыскивает дома, которые являются конструктивистскими. На карту не попадают только те объекты, которые были перестроены до неузнаваемости.
Когда первая карта увидела свет, у активистов движения появилось желание донести до большего числа горожан всю ценность того архитектурного наследия, что спрятано в разных уголках Новосибирска. Такая инициатива получила одобрение мэрии и фонда Потанина. На полученные гранды был организовали проект «Ново-Сибирск. Констуктивизм!».
«Проект включал в себя и архитектурные квесты по центральной части города, где много молодежи – 50 вузовских команд поучаствовало. Большинство этих ребят в принципе не понимало, что можно что-то про архитектуру Новосибирска смотреть. Некоторые потом пришли к нам помогать в каких-то проектных задачах, потому что они увидели ценность и красоту этого для себя. Мы проводили лектории с экспертами базе областной библиотеки», — рассказывает Дубровин.
Работа в этом ключе продолжается. Активисты задумались о создании сувенирной продукции, которая подтолкнет новосибирцев и гостей города с разных сторон взглянуть на окружающую обстановку и понять – у Новосибирска есть лицо, и это не только всем известные вокзал, оперный театр и часовня, но и скрытые от толпы свидетели исторических событий – памятники архитектуры авангарда.
Дом культуры «Клары Цеткин»
Комплекс левобережного Соцгородка — самый большой и интересный проект конструктивизма, реализованный в Новосибирске. Среди разбросанных зданий один из ключевых объектов — ДК «Клары Цеткин». В нем заложено понимание духа того времени.
Увидеть давно заброшенное ДК непросто. С улицы Котовского нужно заглянуть в арку жилого дома №19, надежно прикрытую металлической калиткой. В глубине, во дворе, стоит осыпающееся, но ещё не разбитое здание, раскинувшее в стороны два крыла. Когда-то, в период расцвета конструктивизма, оно задумывалось и строилось как фабрика-кухня.
«За домом культуры «Клары Цеткин» стоит пять домов, которые были первым жилым комбинатом Соцгородка, — рассказывает историк, художник театра и член Союза художников России Владимир Авдеев. — Здание, в котором располагалась фабрика-кухня, относилось к первому жилому комбинату Соцгорода. Левая часть здания была клубная, а другая часть, до середины – это была огромная столовая и фабрика-кухня. Если посмотреть на старые фотографии, над зданием торчат две мощные трубы – одна отапливала здание, другая – плиты, на которых готовили еду для жильцов первого комбината».
Это было в довоенные годы, а после, в 1941-м, фабрику-кухню закрыли и переделали в клуб. Он в разные годы становился пристанищем для трех театров.
«В 1941 году театр «Красный факел» переводят в это здание. И специально для него пристраивают сценическую часть – коробка и обходная галерея вокруг зала. До 1944 года — это была самая главная гастрольная площадка левого берега. Сюда приезжали во время войны артисты из ленинградского театра Пушкина и ленинградской филармонии. После войны здесь обосновывается Первый городской драматический театр. Потом открывается театр музыкальной комедии. С конца 50-х в этом здании базируется Областной драматический театр, который потом станет театром «Старый дом»», — вспоминает историю обветшалого ДК Авдеев.
В 70-е ДК жило насыщенной культурной жизнью и тысячи советских детей обучались в нём искусству живописи, танцев и вокалу в разнообразных кружках. Тут же в зале, в правой части сцены, была оборудована кинопроекционная комната, в которой смотрели фильмы.
В 1985 году здание пережило сильный пожар. Тогда сгорели все деревянные фермы. Их демонтировали и установили новые крепкие балки.
Рухнуло всё в 90-е. ДК закрыли на ремонт, который так и не начался. Теперь по коридорам гуляет ветер. Стекла огромных панорамных окон утопают в пыли. На стенах вместе с облупившейся штукатуркой видны следы былого величия – драпировка тканью. Сиденья, на которых раньше ерзали в ожидании артистов зрители, свалены в самом темном углу. А в перекрытиях между этажами зияют дыры.
Специалисты утверждают, что несмотря на перестройки и потрясения, дом культуры «Клары Цеткин» не в аварийном состоянии и при желании его можно восстановить, наполнив новым смыслом памятник архитектуры конструктивизма.
Сохранить нельзя сносить
Сегодня судьба дома культуры туманна. Велика вероятность, что его снесут и на этом месте построят что-то современное, типовое. Но произойдет это не скоро, так как и на восстановление ДК, и на его разрушение нужны средства. Пока памятник стоит на прежнем месте, активисты движения «Конструктивизм здесь!» не теряют надежды на его сохранение.
«Эксперты говорят, что оно не безнадёжное. Может, возможен другой проект более длительной консервации с каким-то поэтапным введением и использованием. Мы считаем, что такие символически-значимые объекты нельзя уничтожать. Давайте хотя бы расскажем историю… Давайте сделаем 3D-модель и сохраним его. Так сделали коллеги с Геодезической академией и с «Металлистом», когда была угроза его исчезновения. Сейчас существует полный 3D-портрет здания. В будущем это позволит показывать, как это все было в реальности, как это все работало по изначальному замыслу», — рассуждает Евгений Дубровин.
Здание ДК за всю историю существования неоднократно перестраивалось. Входная группа появилась уже в послевоенные годы. А что-то было достроено в 80-е, после капитального ремонта. Есть эксперты, которые считают, что ему уже сложно вернуть изначальную форму, но активисты настаивают — у бывшей фабрики-кухни может быть масса применений. Как исторический и законсервированный объект, она может стать предметом креативного эксперимента для представителей культурной бизнес-среды. Здание можно оживить и сделать достоянием не только для горожан, но и для туристов, ценителей архитектурного наследия. Рассказы о вековом прошлом объекта могут лечь в основу какого-то произведения, и тогда оно обрастет ценным символическим капиталом.
Прощание с Кларой…
Чтобы привлечь внимание к строениям, которые являются не только историческими памятниками, но и местом, интересным для туристов, жители города организовали целый ряд мероприятий в рамках фестиваля «Конструктивизм здесь!» — это часть масштабного проекта «Ново-Сибирск. Констуктивизм!».
«Мы бы хотели, думая над концепцией, сделать так, чтобы фестиваль «Конструктивизм здесь!», как ежегодный, был частью большой работы по сохранению и актуализации наследия», — рассказывает Дубровин.
Месячный фестиваль «Конструктивизм здесь!» завершился в Новосибирске в начале декабря уличной выставкой советского плаката, которую провели около здания ДК «Клары Цеткин». Акция под названием «Прощание с Кларой» лишний раз напомнила, насколько недолговечно то, что однажды кто-то строил на века. Всего несколько десятилетий назад тут кипела жизнь, а сегодня, чтобы сохранить эту память, нужно приложить неимоверное усилие.
«Надо создать авторитет этим памятникам в глазах людей, в глазах власти, экспертов, чтобы было вообще непонятно, как они могли решиться снести, например, дом-коммуну или ещё что-нибудь в стиле конструктивизма. Чтобы в Новосибирске было как, например, в Ярославле, где снести классическое здание с колоннами или церковь 17 века – это просто немыслимо! Так мы должны к своему конструктивизму относиться, потому что это была целая эпоха, когда Новосибирск вдруг неожиданно для себя в 1926 году стал столицей Сибири. Ново-Сибирск, такое было название города, правильное», — рассуждает Владимир Сорокин.