Сибирские археологи нашли уникальные артефакты, которые до сих пор им не встречались

По сообщению Института археологии и этнографии СО РАН, во время археологических работ в Хакасии летом 2021 года специалисты обнаружили немало уникальных артефактов.

Новый полевой сезон раскрыл ряд узловых проблем для памятников широко представленной в регионе тагарской культуры (VIII—III вв. до н. э.), которые ранее не привлекали большого внимания учёных.

К примеру, сообщается, что на месте расширения железной дороги в Аскизском районе археологи обнаружены памятники афанасьевской и окуневской культур, следы сразу нескольких этносов, а также амулет из человеческих костей.

Как известно, Хакасско-Минусинская котловина исследуется более трёхсот лет и уже давно имеет статус археологической Мекки.

«Когда мы начали подробно изучать историографию региона, то с удивлением обнаружили, что до сих пор практически не изучены поселенческие комплексы этого времени, — рассказал заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН по научно-организационной работе кандидат исторических наук Константин Константинович Павленок. — Если величественные курганы и удивительные стелы погребений изучались подробно, то обыденная жизнь населения: конструкция жилищ, соотношение погребального инвентаря и бытового, практически не освещены в публикациях».

Во время одной из раскопок на станции Казановка-6 археологи нашли группу погребений карасукской культуры, два из которых относятся к европеоидному типу и один — к монголоидному.

Ещё одна необычная находка ожидала археологов на станции Казановка-1. Там, в одном из погребальных комплексов, на теле покойного они обнаружили амулет-оберег. Причём, как установили антропологи, он изготовлен из костей человеческой грудины. Таких находок ещё не было. Поэтому учёные не спешат делать какие-либо однозначные выводы. «Это феномен, который ещё рано осмыслять научно, — предупредил Константин Павленок. — В серии последующих находок мы попытаемся установить связь с конкретными типами погребений и получить чёткие представления о данных культурах. Генетические исследования покажут, был ли носитель амулета родственником человека, которому принадлежали кости, или это был представитель иного этноса, или же украшение было военным трофеем. Есть огромное количество гипотез, которые мы будем обсуждать, уже имея дополнительные факты».

Через несколько месяцев начнётся новый полевой сезон, специалисты Института археологии и этнографии СО РАН снова отправятся в Хакасию, где продолжат исследования, начатые в минувшем году. Они уверены, что находки в Хакасско-Минусинской котловине прольют свет на антропологические и генетические взаимоотношения разных культур в рамках одного кургана – от афанасьевской до тесинской, — а также на духовную культуру, бытовой уклад и многое другое.