Король Сибирской Атлантиды

Гороховская мельница во время половодья

Бердску везло. Везло практически до тех пор, пока рядом с ним не возник еще более везучий город, Новониколаевск, быстро ставший Новосибирском, миллионником и столицей Сибири.

В 1783 году Бердск, кстати, на 13 лет стал самой настоящей столицей Сибири. По указу Екатерины II город был переименован в Колывань и назначен центром Колыванской губернии, куда входил кусок нынешней Новосибирской области, значительная часть Кемеровской, немного Алтайского края и Красноярск с окрестными землями.

Правда, уже в 1796 году у Колывани отобрали и название, и статус города, а территорию Колыванской губернии разделили между Иркутской и Тобольской. Такие вот причуды истории…
Но хоть и оставаясь селом Бердским, будущий город был везучим и успешным. Во-первых, в начале XIX века у отрогов Салаирского кряжа нашли золото, и в село потянулись золотодобытчики, а за ними и деньги.

Единственная фотография купца Горохова, дошедшая до наших дней

Во-вторых, Бердское удачно располагалось на пересечении двух торговых маршрутов. Через него шел Барнаульский тракт, который совсем недалеко от села пересекался с Московским.

Ну а в-третьих, в 1882 году в Бердск переехал Владимир Александрович Горохов, купец первой гильдии, гений, миллионер (в 1903 году был учрежден торговый дом «В.А. Горохов» с капиталом в 1 миллион рублей) и филантроп. И именно появление Горохова определило дальнейшую жизнь села до самой революции.

Родом купец Горохов был из Илимска, но первых торговых успехов добился в Томске, являвшемся на тот момент центром купеческой жизни Сибири. А в 1882 году Горохов пошел ва-банк, вложив большие средства в покупку и модернизацию убыточной мельницы в селе Бердское.

Расчет был верным: крупное село на плодородных землях, выше по течению Оби — Алтай, Сибирская житница, где в изобилии растут рожь, пшеница и гречка. Неподалеку — Московский тракт, по которому можно будет доставлять муку хоть в Европу, хоть в Азию. В годы расцвета своего мукомольного бизнеса Горохов торговал даже с Британией. Напрямую! Помимо мельницы Горохов владел еще и несколькими буксирными пароходами, и ведомые этими пароходами баржи вывозили муку по Оби на Северный Морской путь и там перегружали на попутные британские суда.

Гороховская мельница перерабатывала до 90 тонн зерна в сутки!

Для сравнения, мощности современного мелькомбината №1 рассчитаны примерно на 500 тонн в сутки.

Мука, выпускаемая с Бердского предприятия, имела высочайшее качество, поэтому в 1909 году получила золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Гороховскую муку знали во всех городах Сибири, её с удовольствием покупали столичные предприятия. Ну а сама мельница по оснащению ничуть не уступала лучшим европейским. Электрифицирована она была на несколько лет раньше, чем предприятия будущего Новосибирска.
Хорошо относился Горохов и к своим рабочим. На мельнице был введен 8-часовой рабочий день, у сотрудников были достойные зарплаты, существовала школа, в которой обучались будущие сотрудники мельницы и пароходной компании. Школа эта открылась в 1903 году: на 6 лет раньше, чем в Новониколаевске по царскому приказу появились первые Крячковские школы. Да, до Революции Бердск обгонял Новосибирск как стоячего.

Реставрация саркофага Горохова (Фото Музея мировой погребальной культуры)

Предприятие Горохова быстро стало сердцем будущего Бердска, а сам Горохов — заметной личностью губернии, известной далеко за ее пределами.

Когда в Новониколаевске начали строить Собор Александра Невского — именно Горохова пригласили стать казначеем этой стройки. Во многом из-за того, что опыт финансирования строительства храмов у него уже был — 8 годами ранее Горохов спонсировал строительство Сретенской церкви в Бердском.

К началу XX века удобное географическое расположение Бердского села перестало быть решающим фактором в его развитии. На первое место вышел бизнес, притягивавший все новые и новые инвестиции, новых и новых людей. Всего за два года, с 1907 по 1909 год, население Бердского увеличилось в 4 раза. С 1500 до 6000 человек. Если в Новониколаевске центром притяжения людских ресурсов была железная дорога, то в Бердском — Гороховская мельница.

В Бердском появилась почтово-телеграфная станция, торговая пристань, не уступающая размерами и оборотом товара Новониколаевской. Заметьте, это уже при существовании Транссибирской магистрали! На проводившиеся в Бердском ярмарки приезжали купцы и ремесленники даже из Томска! Кстати, склады Горохова в Томске уцелели. Спроектированные Крячковым, они имеют статус объекта культурного наследия федерального значения, хотя состояние их сейчас оставляет желать лучшего…

Горохов же заложил и основы курортной славы Бердска. Первый санаторий, а точнее — колония для физически ослабленных детей, была построена при его поддержке.

В 1907 году, после смерти Горохова-старшего, управление компанией перешло к его сыну, Сергею, и он, в отличие от детей «новых русских», не собирался прожигать жизнь и спускать отцовский капитал, а продолжил развитие компании и даже модернизировал мельницу.

Так, с Бердской пристани к мельнице протянулась канатная дорога, длиной около 5 километров, построенная специально выписанным ради этого из Цюриха инженером. 54 вагонетки, покачиваясь, плыли над лесом, доставляя выгруженное с пароходов зерно и везя обратно на пристань мешки с Гороховской мукой.

Инженер, увы, в Швейцарию не вернулся. Здесь могла бы быть красивая история о том, что он влюбился в прекрасную русскую женщину и остался в Бердском навеки, но верно только последнее. Встретил он в наших краях гадюку. Не в переносном, а вполне в прямом смысле. Где именно Эжен Липперт был похоронен — мне найти не удалось. Вполне возможно, его кости, как и тысячи других, по-прежнему хранит Обское море.

В 1915 году было открыто движение по Алтайской железной дороге, давшее еще один толчок к развитию Новониколаевска, но подстегнувшее и село, которому суждено было стать лишь придатком будущей столицы Сибири. Теперь зерно с Алтая могли доставлять не только в летний период, но и зимой, когда навигация по Оби была закрыта. Гороховская мельница по-прежнему оставалась градообразующим предприятием, но…

Грянул 1917 год. Революция, а следом за ней и Гражданская война. Ну а дальше… Дальше — вы знаете. Село обнищало, коллективизация 30-х годов с раскулачиванием трудолюбивых крестьян прошла очень тяжело, и Бердское окончательно и бесповоротно уступило пальму первенства Новосибирску практически во всех сферах. Кроме, пожалуй что, курортной… Но это уже совсем другая история.

А мы пока вернемся к судьбе самого купца Горохова.

Умер Владимир Александрович в 1907 году, во время деловой поездки в Москву, и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Но через месяц за телом отца приехали сыновья, ибо Горохов в завещании указал, что погребенным желает быть в селе, ставшем ему родным. Жители Бердского, безмерно уважавшие своего мецената, так много сделавшего для села, решили захоронить его не на кладбище, а в ограде Сретенской церкви.

Для транспортировки Горохова домой был создан специальный саркофаг из сплава цинка и олова. Полностью герметичный, чтобы его можно было перевозить по железной дороге. Тело Горохова эксгумировали, положили в саркофаг, откачали из саркофага воздух и доставили в Бердское, где со всем почтением перезахоронили в новой могиле.

А потом пришла Советская власть… Купцы при Советах в почете не были. Заслуги Горохова быстро забылись, поэтому, когда Бердск, уже имевший тогда статус города, стали готовить к затоплению, могилы борцов за советскую власть перенесли, а вот простыми людьми заниматься не стали. Поэтому могила Горохова ушла под воду вместе с фундаментом разрушенной Сретенской церкви, остовом мельницы, школы, библиотеки и прообраза Бердских санаториев. И на этом история могла бы закончиться, но…

В 2008-м году Обское море обмелело особенно сильно, обнажив практически весь старый город. И кто-то из любопытных исследователей древностей обнаружил потрепанный металлический гроб, торчащий из груды камней.

Саркофаг достали, вскрыли и перезахоронили тело Горохова вновь, теперь уже возле Храма Преображения Господня. Но все там же, в Бердске. В городе, который стал городом именно благодаря ему.
Ну а старый саркофаг Горохова вы можете увидеть в любой момент. Он выставлен в музее мировой погребальной культуры, более известном как «Музей смерти» в Новосибирске. Можете даже прикоснуться к нему. К реликвии, хранившей тело короля Сибирской Атлантиды долгие 100 лет, причем половину из них — на дне Обского моря.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *