Владимир Викторович Костин — Полёт длиною в жизнь

Владимир Викторович Костин — из тех людей, которым, как говорится, и целого мира мало. Всю свою жизнь, весь свой талант изобретателя и руководителя он посвятил развитию авиации.

Путь в небо Владимира Костина начался, когда, не добрав одного балла на экзаменах в Свердловском политехническом институте, он, ни слова никому не сказав, подал документы в Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации и уехал учиться в Латвию.

— Так получилось, что в то лето мои родители уехали в первый свой отпуск, — вспоминает Владимир Викторович. — Отец никогда в отпуске не был, он всю жизнь работал, и что такое отпуск у нас в семье не знали. А тут они с мамой поехали к Девятаеву, на Волгу. (С Михаилом Девятаевым, во время Великой Отечественной войны бежавшим из плена на угнанном немецком самолёте, отец Владимира — Виктор Костин — был в одном концлагере. Подружились они уже после войны. — Прим. ред.) А я всегда авиацией болел, строил модели самолётов. Вот и подумал: всю жизнь авиацию любил, пойду в авиацию. Я ведь жил в Свердловске рядом с аэропортом Уктус и заводом № 404 ГА и, как и все мальчишки нашего района, мечтал о самолётах. Правда, несмотря на мои успешные занятия лыжами и конькобежным спортом, лётную медкомиссию я не прошёл, о чём совершенно не сожалею. Жизнь словно дала мне понять, что лучше для меня заниматься более творческим делом.

В Рижском институте инженеров гражданской авиации Владимир Костин не только хорошо учился, но и занимался научной деятельностью в студенческих обществах. На первом курсе он увлёкся теорией колебаний на кафедре теоретической механики профессора В.Б. Шилина, что стало в дальнейшем одним из разделов его докторской диссертации. Под руководством Шилина небольшая группа студентов занималась освоением первых серийных вычислительных и аналоговых машин «Минск».

— В институте я и мои друзья получили очень солидное базовое образование, так как это было одно из лучших учебных заведений гражданской авиации Советского Союза, — говорит Владимир Викторович. — Практически все члены нашей научной группы стали докторами наук и академиками: М. Новопашин, Н. Маслов, Б. Редькин, Э. Вассерманис, В. Жилинский, А. Панков. Занимался и проблемами надёжности. У нас были великолепные преподаватели по ремонту авиатехники: А.И. Пугачев, Х.Б. Кордонский, Н.П. Девиченский. И когда после окончания с отличием института в 1970 году передо мной встал выбор трудоустройства, остановился на Новосибирском авиаремонтном заводе № 401 гражданской авиации. Это предприятие у меня ассоциировалось с некой стабильностью, обустроенностью. К тому же я был уверен, что смогу реализоваться там как специалист. Шесть лет занимался вопросами безопасности и надёжности систем вертолёта. Ведь тогда постоянно вводилась в эксплуатацию новая техника, и объём работ был значительный. Благодаря моим наставникам В.Д. Кантаеву, Я.В. Когану, Б.С. Гречко и замечательному коллективу, вырос до заместителя главного инженера, а потом четыре года занимал должность главного инженера. В 1982 году приказом министра гражданской авиации меня назначили на пост директора завода.

Так и обретал крылья выпускник рижского вуза. Рига подарила Владимиру Викторовичу и встречу с будущей супругой — Елизаветой. И хотя в предопределение судьбы Костин не верит, но до сих пор считает своим самым бесшабашным и в то же время самым важным поступком в жизни женитьбу на ней.

— Сам я свердловский, — рассказывает Владимир Костин. — Отец мой родом из Нижнего Новгорода. Корни мамы — на Урале. Но все мои предки оказались, как позже выяснилось, связаны с Новосибирском. Отсюда отец пошёл на фронт после краткосрочной офицерской подготовки. Здесь жили, работали и обрели вечный покой мои деды. Родом из Юрги Новосибирской области и моя жена Лиза. Родители отправили её в Прибалтику, в Ригу, так сказать, в свет, а она вернулась вместе со мной в Сибирь.

Владимир Викторович — доктор транспорта, член Российской Академии Транспорта, действительный член Российской Инженерной Академии, член-корреспондент Международной Инженерной Академии, Почётный работник транспорта России. Его творческой страстью с самого начала работы в авиации стали вертолёты. Ещё будучи главным инженером Новосибирского авиаремонтного завода, он вместе с директором поставил перед собой цель, чтобы предприятие обслуживало и ремонтировало все вертолёты фирмы Миля. От Ми-2 до Ми-26.

— Когда я пришёл на предприятие, то оно ремонтировало вертолёты Ми-6 и самолёты Ан-2 и осваивало ремонт вертолётов Ми-6А, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, — вспоминает Владимир Костин. — Мы сделали всё возможное, чтобы обслуживать и ремонтировать вертолеты Ми-26. И в начале 90-х годов мы совершили практически невозможное — Новосибирский авиаремонтный завод получил право выполнять ремонт вертолётов Ми-24. Наш завод стал единственным предприятием в системе гражданской авиации России, который ремонтировал военную технику и вооружение.

В апреле 2001 года Министерство юстиции РФ выдало заводу сертификат, подтверждающий его исключительное право на использование технологий капитального ремонта и технического обслуживания вертолётов типа Ми-8 и Ми-26Т на территории РФ и стран, эксплуатирующих данные вертолёты.

Владимир Костин заканчивал аспирантуру в Риге. По его словам, работа на заводе ежедневно требовала от него новых инженерных решений. Загрузка была настолько велика, что на научную деятельность просто-напросто не хватало времени. Но именно работа на конкретный результат и легла в итоге в основу его диссертации.

— Ежедневно требовались практические инженерные решения, часто нестандартные, на грани изобретений, — говорит Владимир Викторович. — Это очень увлекало. Тема моей будущей диссертации складывалась годами. Это и вибродиагностика силовых установок и трансмиссии вертолётов, различные случаи отказов и неисправностей. Например, были ситуации, когда из строя выходили узлы взлётно-посадочных устройств только потому, что конструктор назначил неправильный допуск на размер детали. И исправить было всё очень легко — изменить допуск и переточить болт. Но чтобы не признавать своих ошибок, производители внесли изменения в узел и ввели Аэрофлот в огромные расходы. Я предложил изменить диаметр болта — и дефект исчез. Все эти непростые годы мы долго и плодотворно работали вместе с МВЗ им. М.Л. Миля. Много раз встречались с генеральным конструктором Маратом Николаевичем Тищенко, его заместителем Е.К. Толкушкиным, ведущими специалистами ОКБ и заводов-изготовителей.

Результаты многолетних исследований легли в основу многочисленных статей, новых технологий, учебных пособий, изменений лётной и эксплуатационной документации. По уникальным работам Владимира Викторовича выдано более двадцати авторских свидетельств на изобретения и патенты. Отдельные работы отмечены шестью медалями ВДНХ СССР.

Новосибирскому авиаремонтному заводу Владимир Костин отдал 35 лет своей жизни, из них более 20 лет – в качестве генерального директора родного предприятия. В сложное для страны время экономических потрясений девяностых годов прошлого столетия ему удалось не просто сохранить завод, а добиться его развития, вывести в лидеры отрасли, как в России, так и за её пределами.

 

Владимир Викторович Костин (слева) с генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро имени М.Л. Миля Маратом Николаевичем Тищенко

С 1999 по 2005 год ОАО «НАРЗ» под руководством Владимира Костина удалось сделать невероятное: создать сервисные центры обслуживания российских вертолётов за рубежом. За четверть века Владимир Викторович работал более чем в пятидесяти странах.

— Чтобы развивать предприятие, у меня возникла идея открыть его филиалы в разных странах, — поясняет Владимир Костин. — Мы подробно изучили зарубежный рынок, подготовили специалистов. Первоначальный опыт зарубежной деятельности уже был. Ведь наши специалисты до этого по контрактам «Авиаэкспорта» участвовали в создании авиаремонтного завода в Пакистане. Вот так мы и начали сотрудничать по ремонту и эксплуатации наших вертолётов с Китаем, Северной Кореей, Монголией, Перу, Колумбией, Алжиром, Суданом и другими странами. Затем у предприятия сложились очень хорошие взаимоотношения с Мексикой, Никарагуа, Кубой, Венесуэлой.

Авиационный бизнес в сфере сервиса вертолетов в новых экономических реалиях выстраивать, конечно же, было непросто. Но нестандартные идеи Костина и его специалистов позволили развивать производство и сервис за рубежом, осваивать новые рынки. Например, в Арабских Эмиратах, в городе Шардже, завод построил центр по ремонту и обслуживанию вертолётов. Причём, сделали это, несмотря на то, что там не было ни одного российского вертолёта. Но зато там были свободные экономические зоны, где выгодно работать.

— В Шардже был ранее открыт центр технического обслуживания и ремонта самолётов авиакомпании «Волга-Днепр», — раскрывает секреты этой бизнес-идеи Владимир Костин. — Туда прилетали со всего региона Азии и Африки Ил-76 на техническое обслуживание. И у нас родилась совместная программа: когда Ил-76 летели на обслуживание, то могли перевозить вертолёты из близлежащих регионов к нам. Рядом с ОАЭ расположены Йемен, Пакистан, Иран и другие страны, которым необходимо ремонтировать вертолётную технику.

Владимир Викторович стоял у истоков Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП). Активно участвовать в проектах этой общественной организации он начал с самого начала, с 1989 года.

— Владимир Викторович Костин — это фигура особенная, он много десятилетий пользуется заслуженным авторитетом среди руководителей авиационных предприятий, среди авиастроителей России и за рубежом, — рассказывает генеральный директор МАРП Юрий Иванович Бернадский. — Когда зарождалась Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий, он как раз и оказался в числе той небольшой группы молодых бизнесменов, которые решили создать всесоюзную межрегиональную организацию, способную объединить инициативных предпринимателей, создать школу передового опыта. Делать это приходилось в условиях полной неопределённости: тогда начиналась перестройка, проходила необузданная приватизация. И, на мой взгляд, Костин был неким генератором, способным объединить людей. И делал он это, на примере своего производства показывая, как надо работать. Он смог организовать на Новосибирском авиаремонтном заводе эффективную команду профессионалов. То, что они делали, — это надо было видеть! Машины, которые они модернизировали, переоборудовали в соответствии с требованиями заказчика, и сегодня летают по всему миру. И, несомненно, важнейшая заслуга Владимира Викторовича в том, что уникальное авиаремонтное предприятие успешно работает и сегодня. Его усилиями оно получило путёвку на дальнейшую жизнь в новых экономических условиях. Владимир Костин — человек неравнодушный, человек, которому можно доверять. Труд Владимира Викторовича, его талант руководителя не раз отмечен наградами за развитие бизнеса в Сибири, и за верность делу, и за трудовую доблесть. И я благодарен судьбе, которая свела меня с таким выдающимся человеком. Очень скромным, кстати. Он никогда не выпячивал себя. Но когда начинал рассказывать, например, о переговорах где-нибудь в Венесуэле, — это можно приключенческие романы писать! По его работе можно писать учебник: «Школа выживания предпринимательства в непредсказуемых условиях».

16 января Владимиру Викторовичу Костину исполнилось 75 лет. Он и сегодня остаётся энергичным инициатором развития гражданской авиации в России. Его глубокому профессионализму, неукротимой энергии, умению находить оптимальные производственные решения в самых сложных ситуациях учатся новые поколения авиастроителей.

Павел Разуваев

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *