Сибирский приказ: страницы истории

19 февраля 1637 года для управления Сибирью был образован специальный орган — Сибирский приказ, который начал функционировать 1 апреля.
того же года. О том, как был создан этот орган управления, какие он имел полномочия и кто его возглавлял, редакции «ЧС» рассказал известный историк, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Владислав Геннадьевич, почему возникла необходимость в создании Сибирского приказа?
— Недавно присоединённые к Российскому царству на востоке территории Сибири практически сразу попали в орбиту центрального управления. Первоначально территория Сибири была подчинена Посольскому приказу, который, помимо сношений с иностранными государствами, управлял вновь присоединяемыми к Российскому царству территориями: Казанским и Астраханским царствами, Смоленской землёй. Более того, те самые Строгановы, которые снабжали и финансировали отряд Ермака, также относились к ведению Посольского приказа. Поэтому и Сибирь после её присоединения была отнесена к ведению Посольского приказа.
Но вскоре указом Бориса Годунова Сибирь была отнесена к ведению Приказа Казанского дворца. Стоит напомнить, что в это время Российское царство охватила Смута. И именно дьяки и бояре Приказа Казанского дворца обеспечили защиту интересов Российского государства в Сибири и основание таких опорных пунктов в Сибири как Томск, Енисейск и Красноярск.
Но территория Сибири, входящая в состав Российского царства, росла, и управление ею всё сильнее усложнялось. В связи с этим в 1627 году был создан приказ «У сибирских дел». Он просуществовал до 1629 года. И стало понятно, что необходим новый центральный государственный орган. И он был создан указом царя Михаила Фёдоровича Романова 19 февраля 1637 года.
— Кто возглавил Сибирский приказ?
— Первым судьёй (а именно так называлась должность главы Сибирского приказа) был князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский.
Его биография крайне интересна в контексте эпохи. Сперва он служил последнему Рюриковичу Фёдору Ивановичу, потом — Борису Годунову. Однако при появлении в пределах Российского государства самозванца Лжедмитрия I перешёл на его сторону, был пожалован в бояре и потом гулял на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Но после свержения Лжедмитрия перешёл на сторону Василия Шуйского и участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова. После свержения Шуйского вошёл в Семибоярщину. Но взлёт его карьеры начался при Михаиле Романове, поскольку он оказался мужем тётки царя.
Царь назначил его главой Разбойного приказа, потом — воеводой в Казани, затем он управлял Монастырским и Ямским приказами. И, наконец, был назначен начальником приказа Казанского дворца и в 1637 году — судьёй Сибирского приказа.
— Какие Сибирский приказ имел полномочия?
— Приказы в Российском царстве были двух типов — одни ведали определённой отраслью государственной деятельности, другие — всеми отраслями деятельности на определённой территории. Сибирский приказ относился ко второму типу. В его составе было 5 столов — Тобольский, Томский, Мангазейский, Енисейский и Ленский, — которые ведали соответствующими территориями. Кроме того, в его составе были отраслевые структуры — Соболиная Казна, Денежный и Купецкий столы. По мере усложнения управления усложнялась и структура Сибирского приказа. Так, к концу XVII века в составе Соболиной Казны появились Казённая, Разборная, Расценная и Скорняцкая палаты.
В начальный период деятельности Сибирского приказа он должен был заниматься сношениями с Монголией и Китаем, с казахскими и калмыцкими правителями, то есть занимался также и внешней политикой.
В Сибирском приказе назначались воеводы и таможенные головы, решались вопросы обороны окраин Сибири и снабжения служилых людей (вооружением, боеприпасами и продовольствием). Судья Сибирского приказа был высшей судебной инстанцией для русского и ясачного населения Сибири.
— Кто входил в штат Сибирского приказа?
— Во главе Сибирского приказа стояли приказные судьи, которые имели огромные полномочия на всей территории Сибири. Их назначали из княжеских и боярских фамилий.
Далее шли дьяки. Они были специалистами во всех делах Приказа и обладали достаточной самостоятельностью. В то время как приказные судьи несли службу в Москве (как ни странно, это позволяло быстрее решать проблемы, получая аудиенцию у царя), дьяки несли службу в самой Сибири.
А далее шли подьячие, которые составляли документацию для приказных судей и дьяков.
Для закрепления специалистов в Сибири была введена система льгот: им предоставлялись ямские подводы, выдавались кормовые деньги, повышали жалование за усердное несение службы в Сибири.
Территория Сибири была разделена на уезды. Их в конце XVII века было 19. Уездами руководили воеводы, опиравшиеся на аппарат приказных изб. Как правило, воеводы были представителями княжеских фамилий, представителями знатного московского дворянства. Сибирские воеводы имели неограниченную власть: они были верховными правителями в городе и уезде, судили население. Пользуясь отдалённостью от центра, воеводы часто чинили произвол. Так, Нерчинский воевода Николаев уже в петровские времена публично заявлял, что он сам здесь царь и будет делать всё, что захочет.
Кстати, воеводство было также и доходной деятельностью. Воевода получал жалование от казны, но одновременно и «кормление» от местного населения. При этом дворяне часто осаждали пороги Сибирского приказа с просьбой послать их в города на воеводство. И вакансии часто были, поскольку центральная власть, чтобы предотвратить злоупотребления воеводами своим положением, меняла воевод и главного дьяка каждые 2-3 года.
Особыми административными единицами были ясачные волости. На их территории проживали коренные народы, которые находились в российском подданстве и платили ясак. Это, конечно, позволило сохранять обычаи и традиции, а также родоплеменной характер жизни коренных народов Сибири.
Вся эта система просуществовала до петровских преобразований, которые кардинально изменили сферу государственного управления.
Подготовила
Марина Вдовик