СКИФ: с учётом на землетрясения

Сигналы движения поездов. Фото ФИЦ ЕГС РАН

Геофизики создают карту распределения сейсмических шумов для ЦКП СКИФ. Специальная система сейсмического мониторинга фиксирует любые, даже самые мельчайшие, изменения вибрационного фона, чтобы в дальнейшем можно было учитывать эти данные при проведении экспериментов.

Тестовые измерения произведены на коллайдере ВЭПП-4М и непосредственно на площадке строительства СКИФа. В данный момент несколько сейсмических станций работают на территории, прилегающей к Сибирскому кольцевому источнику фотонов.

— Ускорители заряжённых частиц в силу своих параметров очень чувствительны к любым возмущениям внешней среды, — поясняет научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Григорий Баранов. —  Например, они хорошо «видят» землетрясения. По сути, это своеобразные сейсмографы, только очень большие и дорогие. Комплекс СКИФ — не исключение.  Из-за того, что размер пучка в ускорителе совсем маленький, то есть частицы в пучке сильно сконцентрированы, любые возмущения почвы будут на нём сказываться. Например, где-то проедет поезд и раскачает грунт, вибрация вызовет колебания в несколько миллиардов раз меньше метра, но это может существенно изменить параметры пучка.

Источник синхротронного излучения — это своеобразный фонарик, который «светит» в пользовательскую станцию.  Если этот фонарик начнёт колебаться, его эффективный размер — пятно, которое он будет засвечивать, — увеличится. Это приведёт к тому, что параметры излучения изменятся, они будут уже не такими точными, как требуется. Именно поэтому важно знать, какой вибрационный фон будет присутствовать на экспериментальной площадке. И, конечно, эти данные необходимо учитывать уже на этапе строительства объекта, чтобы понимать, какой силы должна быть система подавления колебаний.

Карта СКИФ с обозначением сейсмостанций
Карта СКИФ с обозначением сейсмостанций. Фото ФИЦ ЕГС РАН

— Мы хотим, чтобы у нас действовала полноценная система подавления, как на крупных зарубежных установках, — говорит Григорий Баранов. — К примеру, как на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе или источнике СИESRF во Франции. Пользуясь опытом наших коллег-геофизиков, можно уже сейчас задуматься над тем, чтобы после завершения строительства и запуска в эксплуатацию комплекса СКИФ у нас была налажена некая система сейсмического мониторинга. Для этого по всей площадке, где расположена установка, нужно разместить сейсмические датчики. Даже если в нескольких километрах пройдет поезд, эти датчики будут фиксировать сейсмические волны. Если эти волны будут чрезмерны, конечный пользователь установки будет попросту «выкидывать» побочные данные из эксперимента. Либо система заблаговременно, по принципу обратной связи, сама будет вносить правки в движение пучка заряжённых частиц.

Как сообщают в ИЯФ, для предварительных замеров использовалось оборудование Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН. Специальные датчики (сейсмометры) фиксировали колебания грунта и записывали их на сейсмический регистратор.

Карта СКИФ с обозначением сейсмических событий
Карта СКИФ с обозначением сейсмических событий. Фото ФИЦ ЕГС РАН

— С помощью этих устройств на площадке строительства СКИФа мы производили одновременную запись примерно в двадцати различных точках. Нашей целью было определить уровень и частотный состав сейсмических колебаний от техногенных источников (автомобилей и поездов), чтобы минимизировать их воздействие на стройплощадку. Измерив в каждой отдельно взятой точке уровень шума от транспорта, курсирующего в пределах нескольких километров, мы определили, допустим этот уровень или нет. На основе полученной информации составлены карты распределения шумов по площадке для различных интервалов времени (день/ночь, рабочие/нерабочие часы и так далее), — прокомментировал научный сотрудник ИНГГ СО РАН Пётр Дергач.

Максим Родякин, Григорий Баранов, Петр Дергач, Ксения Карюкина с геофизическим оборудованием на площадке строительства СКИФа. Фото Юлии Клюшниковой

Интересный нюанс. В рамках работы по СКИФу геофизиками было зарегистрировано очень редкое для Новосибирской области природное событие с магнитудой больше 4.9. Оно было записано, колебания этого события зарегистрированы в очень широком частотном диапазоне, от долей герца до 45 Гц. Этим значениям соответствует интенсивность сотрясений поверхности в районе площадки СКИФа менее 1 балла. Но гораздо большее влияние на объект, по мнению специалистов, могут оказывать слабые и более частые близкие события, к которым относятся техногенные взрывы при добыче полезных ископаемых, движение поездов и автомобилей. К этому учёным тоже приходится готовиться уже сейчас.

Информация к размышлению

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал, как санкции повлияют на строительство СКИФа, ледовой арены, четвёртого моста и терминала аэропорта Толмачёво. По его словам, отчасти санкции отразятся на реализации проектов — в частности, уже сейчас срываются сроки некоторых зарубежных поставок: поставщики пока не понимают, как оплачивать товар.

« По ЛДС весь объем оборудования был ранее приобретён, работы активно продолжаются. Никакую поблажку с учётом отмены МЧМ по хоккею мы не просим. В отношении СКИФа основной объём технологического оборудования производится нашими российскими и новосибирскими предприятиями. По строительству нового терминала аэропорта — успели закупить импортное оборудование», — отметил Андрей Травников.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *