Противостояние: выстоит ли Россия экономически в борьбе с Западом?

Рисунок - валюты на ринге

Автор рисунка Михаил Нейман

«ЧС-ИНФО» обсудило эту тему, в том числе, с новосибирским экономистом, доктором экономических наук Григорием Ханиным. О страхах россиян, западных угрозах и как спасти экономику сейчас — читайте в нашем материале.

Специальная военная операция на Украине по-настоящему разделила жизнь нашего общества на две части: до операции и после. Известный российский историк современности Андрей Фурсов даже говорит о том, что 24 февраля кончилась «эпоха 90-х годов». По его мнению, начало демилитаризации бандеровской Украины – поворотный момент в истории России. С этого момента мы перестали сдавать позиции и начали «отбирать наши пяди и крохи», как пел Высоцкий. Другое дело в том, как политика на этот раз скажется на экономике? Сможем ли мы выстоять в складывающейся ситуации роста цен и сбивающего с ног вала санкций?

Чего боятся россияне?

В новой реальности российские граждане больше всего опасаются бесконтрольного роста цен на товары первой необходимости и безработицу. Об этом в СМИ публично заявил гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

– Главные же страхи россиян связаны с инфляцией и безработицей. Люди боятся, что вырастут цены на предметы повседневного потребления и сократится их ассортимент», — отметил Федоров.

По его мнению, людям теперь придется в срочном порядке менять свои устоявшиеся привычки и искать альтернативу популярным прежде товарам. Многие откажутся от новых машин и квартир, а кто-то ограничит себя в питании.

Пока же россияне, как считает Валерий Федоров, ощущают санкции, в основном, в информационном пространстве, хотя, более чем очевидно, цены на продукты и лекарства уже ощутимо поднялись ввысь.

Западные угрозы

На фоне этой благостной оценки событий выглядят просто устрашающе экономические предсказания главы Международного валютного фонда (МВФ) Кристалины Георгиевой. Она считает, что из-за того потока санкций, который обрушился на Россию (резкое сокращение российской экономики, падение курса рубля), вероятность дефолта вероятна как никогда ранее.

– Беспрецедентные санкции, введенные в отношении России, загнали страну в рецессию. По нашему прогнозу, рецессия будет носить глубокий характер… Что касается дефолта, этот сценарий более не представляется невероятным, – заявила глава МВФ в интервью телеканалу CNBS.

«Передовая общественность» Запада тут же отреагировала на слова Георгиевой. Сразу же несколько международных рейтинговых агентств снизили кредитную оценку РФ до преддефолтной. Аргументируют они это рисками непогашения долга перед иностранными заемщиками из-за введенных капитальных ограничений, когда пропуск платежа по госдолгу может привести к техническому дефолту по российским обязательствам.

Наш ответ Западу

В свою очередь российский Минфин гарантирует выполнение обязательств по российскому госдолгу. А известный многим из нас доктор экономических наук, член РАЕН, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает прогнозы главы МВФ далекими от реальности, поскольку к экономике эта дама имеет весьма поверхностное отношение.

– Она, скорее, мошенница, а не адекватный эксперт, – очень эмоционально отреагировал Михаил Делягин. – О вероятности же нашего дефолта на Западе разглагольствуют тоже, по большому счету, мошенники, а не солидные и уважаемые экономисты.

И далее Делягин просто огорошивает своим заявлением, что фактически дефолт уже произошел. И объявил его нам сам коллективный Запад, приняв решение «заморозить», а проще говоря присвоить себе существенную часть российских золотовалютных запасов. Наши вклады в валюте и золоте они «заморозили», но и мы в ответ отказываемся выплачивать долги на международном уровне. «Поезд может ехать в обе стороны», – как говорят некоторые российские эксперты.

Пожалуй, самый известный сибирский экономист, доктор экономических наук, автор глобального многотомного труда «Экономическая история России в новейшее время» Григорий Ханин также оптимистично смотрит на наше ближайшее экономическое будущее.

– Экономические санкции тяжело сказываются на российской экономике. Но также и на западной. В интересах тех и других добиться компромисса. Идут переговоры между Украиной и Россией на разных уровнях и площадках. Запад отказывается объявить беспилотную зону, которую просит Украина. Поэтому сейчас преждевременно говорит о последствиях санкций. Они еще могут быть смягчены.

Что можно и нужно сделать в экономике?

Вместе с тем, тот же Михаил Делягин говорит о том, что экономическое спасение России должно быть оперативным и продуманным, а необходимые меры приняты «еще завтра». Он видит спасение отечественной экономики в резком ограничении финансовых спекуляций, «заморозке» офшоров, цен и тарифов, отмены непопулярных взиманий вроде платы за капитальный ремонт, которая на деле является прикрытым воровством денег у населения.  Список неотложных мер по Делягину подразумевает неукоснительное и поэтапное выполнение всех 10 пунктов его программы. Желающие могут найти их в интернете. Однако, дело не в том, что можно сделать, а в том, что реально делается.

Другой авторитетный эксперт, Михаил Хазин, предсказавший дефолт 1998 года, считает, что ничего серьезного для стабилизации российской экономики не предпринято:

– Пока что-то сделано, но так много это вызывает вопросов, что они превращаются в ответы. Сейчас 40% жителей страны испытывают трудности с покупкой еды и одежды – это уже социальная катастрофа. Нужна срочная национализация элит, увольнение всех псевдо-эффективных менеджеров из госкорпораций и предотвращение массового вредительского банкротства банков и предприятий.

Парад кризисов, который нас может ждать

С более глобальной позиции оценивает современное состояние России уже упомянутый историк и философ Андрей Фурсов. Согласно его доктрине, весь мир, и России, вступает в эпоху сразу нескольких кризисов, и в экономический в том числе, которые он называет кризисом-«матрешкой».  То есть за одним кризисом будет тут же открываться другой. В целом в 21 веке задача у человечества будет одна, как ее сформулировал авторитетный на Западе английский экономист Дэвид Бейкер еще два года назад – просто выжить.  В одном из своих интернет-роликов Андрей Фурсов буквально цитирует прогноз Бейкера на 2020-е годы: «Будет застой в реальной заработной плате, падение уровня жизни низших и средних классов, усиление неравенства, новые бунты и восстания. Мы увидим раздел мира на новые политические блоки». Кроме этого, английский экономист говорит о большой вероятности некого тригерного события, которое вызовет экологический кризис, и мы получим новый мир полный насилия, в котором, изначально, погибнет 20% человечества (1,7 миллиарда).

Сама же концепция кризисов Андрея Фурсова предусматривает, в первую очередь, экономический коллапс при переходе человечества к новому типу общества. Капитализм себя изжил полностью. Мировая верхушка, которую можно назвать постзападом, строит «новый дивный мир» в котором у человека будет отчуждаться не его труд, земля или тело, как было прежде при капитализме, феодализме и рабовладении. Тут все гораздо серьезнее, в этот раз «хозяева денег» в качестве объекта присвоения выбрали совокупность социальных и духовных факторов нашей жизни, то есть само поведение и образ мысли каждого индивида.

Итак, на первом месте экономический кризис при переходе в новую формацию, фактически он уже начался в 2008 году и теперь только усиливается. На втором, кризис биосферный или климатический. Нечто подобное уже было в эпоху верхнего неолита (25-10 тысяч лет назад), когда за 15 тысяч лет человечество уменьшилось на 80%. Затем идет кризис ресурсов, очевидно, что в скором времени на все 9 миллиардов населения планеты не хватит энергии, питания и воды. Вслед за ним уместно ожидать демографической катастрофы, способной вызвать новое «Великое переселение народов» с азиатского юга на европейский север (для США более актуально переселение испаноговорящего люда из стран третьего мира). Ну и на закуску остается еще кризис планетарной перестройки нашей планеты, который уже начался и закончится в середине 22 века возможно даже тем, что у Земли поменяются полюса. В целом же человечеству через 20-30 лет предстоит столкнуться с таким положением вещей, при котором две мировые войны прошлого двадцатого века могут показаться досадной мелочью.

В сложившейся же ситуации противостояния с постЗападом Андрей Фурсов видит выход в полном обезвреживании внутренней российской «5-й колонны» через отсечение ее от каналов информации и финансирования. Кроме этого, по его мнению, нужна сбалансированная кадровая политика, способная вывести страну на новый управленческий уровень. «Санкциями из ада» и новым «железным занавесом» нам брошен экзистенциональный вызов, который мы приняли, начав военную спецоперацию на Украине, считает Андрей Фурсов. И нам ничего не остается кроме борьбы на основе мобилизационной экономики. Ведь без борьбы, как любит повторять этот известный историк, нет побед!

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *