Узкие места нефтепереработки и нефтехимии страны. Можно ли их устранить?

Нефть

Нефть Фото: pixabay.com

Санкции, которыми обложили отечественную экономику и промышленность коллективный Запад и США, заставляют страну по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию, чтобы без промедления поставить прочный заслон перед их разрушительными последствиями. 

С большими проблемами могут столкнуться, например, производители топлива, а также более сложных продуктов — полиэтилена или полипропилена из нефти, в процессе производства которых участвуют определённые катализаторы, до сих пор закупавшиеся за рубежом. Чем можно заменить зарубежные аналоги?

«Ещё в 2019 году Министерством энергетики РФ была создана рабочая группа по анализу возможности импортозамещения в области нефтепереработки и нефтехимии, — рассказал заместитель директора, руководитель отдела технологии каталитических процессов ФИЦ «Институт катализа имени Г. К. Борескова СО РАН» доктор технических наук Александр Степановичем Носков. — Задача была определить узкие места и составить возможные шаги по их расшивке (то есть ликвидации недостатков в слабых звеньях производственного процесса). Все данные по оценке рынка, доли импорта, оборудования и катализаторов вошли в единый документ. Он включал качественную характеристику, насколько надёжно поставлено обеспечение этих сфер в России. Также там были перечислены основные разработчики и производители катализаторов для процессов нефтепереработки и нефтехимии. В конце документа мы представили программу, по каким позициям в первую очередь надо предпринимать шаги».

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что отрасль нефтепереработки не должна столкнуться с большими проблемами из-за санкций. По словам учёного, заводы, аппараты, каталитические реакторы — всё это исторически базировалось на отечественных технологиях. Поэтому в нефтепереработке практически по всем позициям сегодня нет критического состояния, а если проблемы и имеются, то они могут быть решены в ближайшие полгода или год.

Учёный пояснил далее, что большинство катализаторов эксплуатируются от трёх до десяти лет. «Поэтому, если катализатор загрузили, например, в прошлом году, он прослужит ещё некоторое время», — успокоил Александр Носков, добавив, что сейчас нет проблем и с некоторыми катализаторами, применяющимися в процессе крекинга. Их производство налажено на российских предприятиях: Ишимбайском специализированном химическом заводе катализаторов и Омском катализаторном заводе.

Но есть и узкие места. По словам учёного, большой проблемой для российской нефтеперерабатывающей промышленности в области импортозамещения являются катализаторы гидроочистки и гидрокрекинга. «Такие технологии лишь недавно стали применяться в России массово. Заводы у нас сейчас только строятся, а Япония уже объявила эмбарго на поставку оборудования», — рассказывает Александр Носков.

Другое уязвимое направление в области нефтепереработки — это катализаторы получения зимних и арктических топлив. Эти технологии базируются на импортных катализаторах, и быстрая замена здесь вряд ли возможна. Не все соединения, использующиеся в таких катализаторах, доступны в России. «У нас есть научные заделы, но стадия подготовки ещё недостаточная для введения в эксплуатацию», — пояснил Александр Носков.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *