Сибирские и австрийские учёные создали модель грибной фермы на Луне

На снимке: Владимир Ковалев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН. Фото: ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН».

Грибная ферма на лунной базе может стать частью системы жизнеобеспечения с функциями воспроизводства пищи и переработки растительных отходов. Результаты исследования опубликованы в журнале Life Sciences in Space Research.

Учёные Института биофизики ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с коллегами из Австрии разработали концептуальную модель грибной фермы на лунной базе. Она состоит из двух модулей. Первый модуль используется для подготовки и стерилизации субстрата. Во втором происходит посев и выращивание грибов. С ростом численности экипажа производство грибов можно увеличить, установив дополнительные модули.

По информации исследователей, наиболее подходящий гриб для выращивания на Луне — вешенка. Этот гриб содержит мало натрия, насыщенных жиров и холестерина. При этом вешенки являются хорошим источником белка, тиамина, витамина B6, фолиевой кислоты, железа, магния, цинка и марганца, а также пищевых волокон, рибофлавина, ниацина, пантотеновой кислоты, фосфора, калия и меди. В отличие от других культивируемых грибов, вешенку уже использовали в экспериментальной модели систем жизнеобеспечения для переработки растительных отходов.

Технологический цикл выращивания грибов длится чуть больше двух месяцев и включает в себя подготовку и стерилизацию субстрата, посев грибов, сбор урожая. После его завершения отработанный субстрат удаляется и проводится влажная уборка фермы.

Исследователи отмечают, что выращивать грибы на Луне планируется на растительных отходах, например, пшеницы, которая использовалась в созданной учёными системе жизнеобеспечения БИОС-3. Подсчитано, что один технологический цикл требует 86 килограммов растительных отходов и даёт 28 килограммов свежих грибов. Этого количества хватит для употребления пятнадцатью космонавтами двух блюд в неделю, содержащих по 100 граммов вешенки.

— Есть несколько причин для включения грибов в космическую диету, — рассказал кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН Владимир Ковалёв. — Как и продукты животного происхождения, в отличие от растений, грибы содержат витамин D. Поэтому, в случае невозможности получения животной пищи, они могут стать единственным источником витамина D в экологической системе жизнеобеспечения. Грибы выращивают на растительных отходах, что обеспечивает их переработку в удобрение. Использование грибов увеличивает разнообразие космического рациона. Однако представленный проект грибной фермы содержит неопределённости, потому что грибы на Луне ещё не выращивали. Параметры будущей грибной фермы и лунной биорегенеративной системы жизнеобеспечения можно будет уточнить с помощью их малых аналогов, доставляемых на Луну.

Между прочим, в 2021 году Роскосмос и Китайское национальное космическое управление (CNSA) подписали меморандум о создании станции на Луне. Они будут содействовать сотрудничеству по созданию Международной научной лунной станции с открытым доступом для всех заинтересованных стран и международных партнёров, чтобы «укреплять научно-исследовательское взаимодействие и продвигать исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах всего человечества», сообщалось ранее в официальной информации «Роскосмоса».