Малая авиация России идёт на взлёт

В Новосибирске состоялся первый испытательный полёт самолёта ТВС-2МС с водосливным устройством. Он станет незаменимым помощником при борьбе с лесными пожарами.

 

Самолёт ТВС-2МС создан Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С.А. Чаплыгина на основе модернизированного Ан-2, за которым в народе прочно закрепилось название «кукурузник». В ходе испытательных полётов выполнена практическая отработка сброса воды с высоты 20 метров. Данный вариант оборудования ТВС-2МС планируется использовать для тушения лесных, промышленных и бытовых пожаров.

Подробности о новой авиатехнике сообщил «ЧС» Советник директора по производству и эксплуатации авиационной техники Пётр Кожевников.

— Несмотря на то что самолёт ТВС-2МС постоянно сравнивают с «кукурузником», это уже практически новый самолёт, — рассказал Пётр Кожевников. — Можно долго говорить о преимуществах нашей разработки, но, полагаю, достаточно будет сказать, что два самолёта ТВС заменяют пять Ан-2. Это заявляют авиапредприятия, которые уже используют наши самолёты. И техники, и лётчики с удовольствием переходят с Ан-2 на ТВС. Это говорит о том, что ТВС неприхотлив в обслуживании, более безопасен, на нём намного легче, удобнее и комфортнее летать. На самолёт устанавливается вспомогательная силовая установка, которая может быстро обогреть кабину и салон и запустить двигатель в любых условиях. А ещё у нового самолёта дальность полёта на три часа больше, чем у Ан-2. Это важно, особенно для северных регионов, где заправиться можно далеко не везде.

Поршневой двигатель, который используется в Ан-2, в ТВС заменили на турбовинтовой. Взлётная мощность нового самолёта увеличена в итоге до 1100 лошадиных сил. Причём, двигатель работает на авиационном керосине. В том числе и за счёт этого уменьшилась стоимость и увеличилась доступность эксплуатации самолёта. Обогреваемый салон самолёта ТВС-2МС стал более комфортным по сравнению с Ан-2. А улучшение взлётно-посадочных и эксплуатационных характеристик обеспечивает возможность его эксплуатации в условиях необорудованных аэродромов, посадочных площадок ограниченных размеров, подобранных с воздуха. Что крайне важно для перевозок пассажиров и грузов, любых авиационных работ в отдалённых регионах.

— Перевозка пассажиров и грузов в труднодоступной местности, сельскохозяйственные работы, разведка ледовой обстановки, конт-роль за паводковой ситуацией, обнаружение пожаров, электромагнитная аэросъёмка — использовать ТВС-2МС можно для самых насущных нужд, — говорит Пётр Кожевников. — Это сейчас очень важно. Тем более, что наш самолёт можно быстро построить, практически за два месяца. И стоит он, к тому же, по сравнению с другими подобными летательными аппаратами достаточно дёшево. Такой самолёт может стать настоящей палочкой-выручалочкой для малой авиации России в сегодняшних непростых экономических условиях.

Пётр Кожевников 36 лет служил военным лётчиком. Летал на самых различных самолётах. И ему веришь, когда он утверждает, что безопасность воздушного судна определяется не тем, сколько ему лет, а как оно готовится к полёту, как прошёл его капитальный ремонт, насколько самолёт прост в обслуживании.

— На сегодняшний день в стране нет возможностей построить хороший новый самолёт для межрегиональных перевозок и выполнения работ в народном хозяйстве, поэтому глубокая модернизация существующих российских разработок должна стать приоритетом в развитии самолётостроения, — считает Пётр Кожевников. — Ведь ситуация в малой авиации России, прямо скажем, удручающая. Сегодня у нас в гражданской авиации числится 920 самолётов Ан-2. Летают из них — 193. В ДОСААФ — 282 самолёта, летают — шестьдесят.

На по-настоящему «народных» самолётах СибНИА имени Чаплыгина специализируется уже многие десятилетия. Напомним, что самолёт-легенда Ан-2 был создан именно в Новосибирске сразу после Великой Отечественной войны. Свой первый полёт он совершил в 1949 году. С тех пор построено около 18 тысяч таких машин. Но ничто не вечно. Ан-2 оснащён «прожорливым» поршневым двигателем. Его «пища» — дорогой авиационный бензин.

Экономическую эффективность, скорость и дальность полёта и решили увеличить в СибНИА, заменив старый мотор на турбину. Так вскоре на свет появился ТВС-2МС. Что означает эта аббревиатура? Первые три буквы — «турбовинтовой самолёт», цифра — два лётчика, «МС» — «модернизация СибНИА». У базовой машины переделали носовую часть под установку нового двигателя. Испытания подтвердили: все характеристики самолёта заметно улучшились. И главное — керосин, на котором летает модернизированная машина, в пять раз дешевле бензина.

Затем специалисты СибНИА создали собственную разработку — аналог Ан-2 с турбовинтовым двигателем, сделанный из углепластика. В июле 2017 года самолёт впервые поднялся в воздух. Эта машина легче и прочнее предшественника, благодаря чему удалось разместить дополнительные топливные баки. И дальность полёта выросла до двух тысяч километров.

— Такие самолёты, как ТВС-2МС, — незаменимы при спасработах, в санитарной авиации, — подчёркивает Пётр Кожевников. — Для нашего самолёта уже сделан современный медицинский модуль. И медики могут проводить реанимацию пациента прямо в воздухе, во время полёта. И такой санитарный самолёт нашей разработки уже спас много жизней. Например, в прошлом году экстренно доставлял тяжело больных коронавирусной инфекцией из Саратова в московские и петербургские клиники.

Как сообщили «ЧС» в СибНИА, по заказу частных авиакомпаний уже изготовлено 24 самолёта ТВС-2МС, которые успешно эксплуатируются в различных регионах страны. И спрос на модернизированный Ан-2 продолжает расти.

Сегодня, благодаря прошедшим испытаниям, самолёту добавлен ещё один вид авиационных работ: пожаротушение с самолёта-танкера. В институте отмечают, что при тушении пожаров такие машины имеют преимущества перед многотонными пожарными самолётами, так как они могут приземлиться на относительно небольшую травяную или грунтовую площадку в любом отдалённом районе, отрезанном от наземных транспортных путей, на минимальном удалении от очага возгорания. Это, конечно же, влияет на скорость работы спасателей и количество сбросов воды, что, несомненно, жизненно важно при тушении. Установленное на самолёт водосливное устройство ёмкостью до двух тысяч литров можно заправлять как водой, так и специальной огнегасящей жидкостью. И ещё. Помимо сброса воды на очаг возгорания с малой высоты, такой самолёт способен координировать действия наземных служб и высаживать парашютный десант. Всё это позволяет удержать огонь до прихода основных наземных пожарных служб. Так что при эксплуатации подобного оснащения на ТВС-2МС у регионов появляется надёжная поддержка с воздуха во время пожароопасного сезона.

Ещё один немаловажный нюанс. ТВС-2МС отлично приводняется на воду, если его шасси заменить поплавками. И спокойно приземляется на снег, когда вместо колёс устанавливают лыжи.

Каковы же дальнейшие перспективы у самолёта с новосибирской пропиской? Об этом рассказал директор СибНИА Владимир Барсук:

— У нашего самолёта, по сравнению с Ан-2, настолько много улучшено и изменено, что это уже воздушное судно другого класса, — поясняет Владимир Барсук. — У него грузоподъёмность больше и дальность полёта. Он вполне может стать полноценной заменой Ан-2. И уверен, что со временем наш самолёт наверняка найдёт свою нишу в малой авиации России. Для самостоятельного производства малой авиации в России есть все необходимые возможности: и опыт эксплуатации Ан-2, и заводы по изготовлению современных двигателей, и все необходимые материалы. Очень высокий потенциал для такого самолётостроения и у малого бизнеса. Сейчас, на мой взгляд, необходимо упростить процедуры сертификации этой категории самолётов. Сегодня они, как я считаю, слишком забюрократизированы, зарегламентированы. А ещё у всех этих процедур — неподъёмная для частного бизнеса стоимость.

Что ж, будем надеяться, что в условиях, когда рассчитывать на поддержку зарубежных коллег по самолётостроению не приходится, малая авиация расправит крылья на основе отечественных разработок. В Новосибирске это уже доказали.

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *