Новосибирск космический

Космический корабль многоразового использования «Буран»

«Новосибирск, 8 октября 2021 года. Здесь сообщают, что Комиссия АН ССКР по изучению результатов экспедиции «Таймыр—Ермак» закончила работу. Как известно, выполняя международную программу исследований глубокого космического пространства и возможностей межзвездных перелетов, Академия наук ССКР в 2017 году отправила в глубокое пространство экспедицию в составе двух планетолетов первого класса «Таймыр» и «Ермак». Экспедиция стартовала 7 ноября 2017 года с международного ракетодрома Плутон-2 в направлении созвездия Лиры… Специальной целью экспедиции являлась попытка достижения светового барьера (абсолютной скорости — 300 тысяч км/сек) и исследования вблизи светового барьера свойств пространства-времени при произвольно меняющихся ускорениях…»

Таким космическое настоящее Новосибирска описали братья Стругацкие в фантастической повести «Полдень, XXII век (Возвращение)». По версии Аркадия и Бориса Стругацких, в 2017 году Союз Советских Коммунистических Республик должен был усиленно осваивать космическое пространство и отправлять корабли с людьми в самые дальние уголки глубокого космоса.

Пусть из предсказанного фантастами многое и не сбылось, но Новосибирск прочно вошёл в историю современной космонавтики. Институты и заводы города продолжают работать на развитие космических программ России и сегодня. Давайте накануне Дня космонавтики вспомним основные космические вехи Новосибирска.

Новосибирск, можно сказать, воспитал трёх легендарных космонавтов: Германа Титова, Павла Поповича и Бориса Волынова. Полёт знаменитого космического корабля многоразового использования «Буран» состоялся во многом благодаря новосибирским конструкторам. А сейчас к своему первому старту готовится Анна Кикина из Новосибирска. На сегодняшний день она — единственная женщина в отряде космонавтов России.

Космонавт Анна Кикина

Между прочим, и первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин дважды бывал в Новосибирске. В 1962 году делегация с космонавтами летела на самолёте Ил-18 в Японию. Дозаправку этот борт производил в Толмачёво. Заправились и полетели дальше. На обратном пути — снова дозаправка в Новосибирске. Гагарина встречали со всеми полагающимися почестями. Его пригласили на экскурсию по Новосибирску. Столы обкомовских дач в ожидании важного гостя уже ломились от яств. Но Гагарин от этой шумихи вежливо отказался.

Пожалуй, самый известный житель Новосибирска, внёсший наибольший вклад в развитие космонавтики, — Юрий Кондратюк. Имя учёного, придумавшего, как долететь до Луны, в городе носят лицей и площадь. В этом году, в честь его 125-летия, в Новосибирске реализуют более трёхсот проектов, призванных привлечь внимание к трудам выдающегося учёного. Планируется даже реставрация дома, где он работал, — на улице Советской, 24. Здание законсервировано, поскольку находится в аварийном состоянии. Но уже разработана проектно-сметная документация по его реконструкции.

Судьба Кондратюка — удивительна. На самом деле его настоящее имя — Александр Игнатьевич Шаргей. Родился он в Полтаве, на Украине, 21 июня 1897 года, в семье обрусевшей шведской баронессы и крещёного в католичество еврея, потомка генерал-майора шведской армии.

В 1916 году Александр поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте, прапорщик. После Октябрьской революции как офицер царской армии был мобилизован в Белую армию, но дезертировал.

После того как Киев был взят Красной Армией, пытался пешком уйти за границу, но был задержан и возвращён обратно. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Гиберман (во втором браке — Кареевой) получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения. Под этим именем и прожил до самой смерти.

В 1927 году, опасаясь репрессий, он переехал в Сибирь, где было легче скрываться под чужим именем. Устроился на работу в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби. Зернохранилище вмещало 13 тысяч тонн зерна. 30 июля 1930 года Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов.

Юрий Кондратюк

Впрочем, вместо лагерей Кондратюк был привлечён к работе в специализированном бюро № 14 в Новосибирске для заключённых-инженеров по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев сделать два изобретения в области горношахтного оборудования.

После начала Великой Отечественной войны Кондратюк пошёл добровольцем в народное ополчение. Был зачислен рядовым телефонистом в роту связи. Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич погиб 25 февраля 1942 года.

26 марта 1970 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 реабилитировала Ю.В. Кондратюка за отсутствием состава преступления.

В 1919 году Шаргей написал работу «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В ней он независимо от Циолковского оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого. Им было предложено:

— использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

— при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано агентством НАСА в программе «Аполлон»);

— использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космического аппарата при полёте в Солнечной системе.

В книге «Завоевание межпланетных пространств» (1929 год) Кондратюк изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе. Например, он предложил использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы. В настоящее время это предложение реализовано в виде транспортных грузовых кораблей «Прогресс». Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

Давайте в День космонавтики вспомним ещё и о том, что в космосе есть планета Новосибирск. Она движется в главном поясе астероидов на расстоянии от Солнца в три раза большем, чем наша Земля.

Павел Разуваев

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *