Лунная программа: как тема освоения космоса объединила Путина и кадет из Бердска

12 апреля Путин заявил о возобновлении изучения Луны, а кадеты из Бердска измерили до нее расстояние. Сколько получилось и в чем они считали, а также какие этапы входят в лунную программу России – в материале ЧС-ИНФО. Это интересно.

Тема освоения космоса объединяет всех россиян с 1961 года, со дня первого полета вокруг Земли Юрия Гагарина. Темой изучения вечного спутника нашей планеты ученые занимаются многие десятилетия. Автоматическая станция «Луна-24» была запущена 9 августа 1976 года с космодрома Байконур, то есть более 45 лет назад. Именно тогда были получены первые доказательства наличия воды на Луне, подтверждение которым американцы нашли в 1990 годах в рамках двух своих проектов.

31 «Луна» от Земли до ночного светила

Массу интересной информации курсанты Бердского кадетского корпуса и ученики центра дополнительного образования «Сова» узнали на встрече в Доме научной коллаборации им. Ю. Кондратюка (ДНК), где об освоении Марса, Луны с точки зрения науки и фантастики ребятам рассказал астрофизик, популяризатор астрономии и космоса Дмитрий Эпштейн.

Фото: minobr.nso.ru

«Воды нет. Растительности нет. Населена роботами…» — процитировал фразу из известного мультфильма «Тайна третьей планеты» Дмитрий Эпштейн. — Это вовсе не планета Шелезяка, а наш «сосед» по Солнечной системе. На Марсе действительно нет привычных для нас зеленых растений, но воду там нашли и роботов предостаточно: это и межпланетные станции, и марсоходы. Кстати, на марсоходе «Кьюриосити» установлена ядерная энергетическая установка, работающая на российском плутонии. Благодаря этому ему не страшны пылевые бури, которые вывели из строя другой марсоход, «Оппортьюнити» — его солнечные панели покрыты пылью и не могут вырабатывать энергию».

Интерактивная презентация, реалистичные фото планет, яркие сравнения, забавные факты превратили выступление астрофизика в увлекательный, научный спектакль. Ребята активно включились в «космическое путешествие», и даже измерили расстояние между Землей и Луной сначала в среднем росте человека, а затем  посчитали в «Лунах». Получилось — 31 «Луна» от Земли до ночного светила.

фото из открытого источника

О возобновлении российской лунной программы и запуске межпланетной автоматической станции «Луна-25»луна стало известно в ходе визита Владимира Путина на космодром Восточный 12 апреля.

«Нашу программу лунную будем осуществлять», — сказал президент, добавив, что запуск «Луны-25» должен состояться в 2022 году. И обратился к главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину: «В третьем квартале успеем?», «Должны. Пусковое окно закрывается в третьем квартале», — ответил тот.

Запуск «Луны-25» откладывался вот уже семь лет, с 2015 года. Хотя научная космическая программа не останавливалась ни на день.

По словам ученых, выполнение заявленных задач миссии «Луна-25» обещает важные научные открытия. Поскольку аппарат будет оснащен специальным манипулятором и приборами для анализа. А там, где сядет «Луна-25» в районе затененных крупных кратеров, на дно которых никогда не попадает солнечный свет, есть залежи льда, которые откроют перспективы использования воды человеком в будущих космических миссиях.

Три этапа лунной программы России

Очередное обновление российской лунной программы было в 2018 году и рассчитана она до 2040 года. В нее входит три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База».

«Вылазка» отхватывает период с 2021 по 2025 год и предполагает создание базового модуля окололунной станции, проведение испытаний пилотируемого корабля «Орел» и беспилотные облеты на нем вокруг Луны. В это же время планируется целый ряд работ по изучению спутника Земли автоматическими станциями серии «Луна» №25, 26, 27 и 28.

Речь шла еще и о строительстве в ближайшие годы сверхтяжелой ракеты «Енисей» для пилотируемых полетов к Луне на втором этапе. Но в данном вопросе всё упиралось и упирается в финансирование. Еще в 2020 году глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в одном из интервью обозначил стоимость создания «Енисея-1» в 1 триллион рублей.  Осенью следующего года стало известно, что Россия перенаправила эти средства, по словам того же Рогозина, на разработку новых космических технологий, таких как «композиционных материалов, систем, сплавов и новых двигателей». В программу были внесены очередные изменения и первые пилотируемые миссии России на Луну планируется осуществляться с помощью нескольких пусков ракет-носителей семейства «Ангара», без «Енисея». Кстати, четыре пуска «Ангары» для отправки обойдутся в 0,4 триллиона рублей.

«Форпост». Второй этап программы рассчитан на период с 2025 по 2035 год. В этот период предполагается отработка средств доступа на поверхность Луны. Речь идет о пилотируемых полетах с облетом спутника Земли в 2028 году и после 2030 года — высадка космонавтов на 14 суток на Луну. В числе задач экипажа космонавтов — создание и размещение первых элементов лунной базы. Кроме того, за 10 лет предстоит развернуть спутники связи по всей окололунной орбите.

«База». В рамках финального этапа, после 2035 года, планируется завершить строительство полноценной посещаемой лунной базы, создание двух астрономических обсерваторий и всей необходимой инфраструктуры, в том числе по добыче водяного льда, строительство убежищ от радиации.

Возобновление российской лунной программы в ближайшие годы, по мнению экспертов, обернется запуском нескольких автоматических станций. «Луна-25» станет первой за последние 45 лет.

«Наказом нам служит стремление наших предков идти вперед. Несмотря на любые трудности и какие-то попытки помешать нам в этом движении извне, будем обязательно последовательно и настойчиво осуществлять все намеченные планы», — сказал Владимир Путин во время визита на космодром Восточный 12 апреля, и отметил, что Россия намерена выполнять все поставленные задачи в космической отрасли, и что никакие попытки со стороны не помешают реализации этих планов.