Русские бронепоезда

В Гражданскую войну и белые, и красные активно использовали новейшие достижения военной техники: танки, самолёты, а также бронепоезда.

Впервые идея создания перемещения артиллерии по рельсам была высказана в 1847 году инженер-капитаном русской армии Густавом Кори, разработавшим проект передвижной крепости нового типа. На практике это было выполнено в ходе Гражданской войны в США ещё одним бывшим русским офицером в 1861 году Иваном Турчаниновым (принявшем имя Джон Бэйзил Турчин — единственный русский, ставший бригадным генералом армии США). Будучи командиром 19-го Иллинойского полка северян, полковник Турчин, до войны работавший железнодорожным инженером, приказал доставить полковую артиллерию к расположившемуся лагерем у линии железной дороги противнику — войскам Южных штатов. Орудийная стрельба с железнодорожных платформ буквально снесла вражеский лагерь и посеяла панику в их стане. После этого события создание первых полноценных бронепоездов было лишь делом времени.

Бронепоезда активно стали использоваться в Первую мировую войну. В царской армии их было не меньше восьми единиц, использовавшихся как на Западном фронте — против австрийцев и немцев, так и на Восточном — против турок. Однако особых военных успехов за ними не числилось, а вот во время Гражданской войны положение кардинально поменялось. На фронтах Гражданской войны действовало в общей сложности более сотни бронепоездов и броневагонов. Самыми известными из них были «машины», построенные ещё при царе: бронепоезд «Хунхуз», родоначальник всех остальных типов броневых рельсоходцев, и броневагон «Заамурец». Первый состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии «Ов» («Овечка»), защищённых 12–16 миллиметрами брони. Внутренний объём бронеплощадки разделялся на пулемётный каземат и башенную орудийную установку. В каземате на особых столах устанавливалось 12 пулемётов Шварцлозе. Команда бронепоезда состояла из трёх взводов (пулемётного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады — всего четыре офицера и 90 нижних чинов.

Известно лишь, что бронепоезда армии адмирала Колчака, после того как 26 ноября 1919 года была сдана красным станция Татарская на территории нынешней Новосибирской области, пытались создать заслон на подступах к Барабинску. Но в результате боя белым пришлось отступить дальше. Не смогли они удержать и Новониколаевск, который оставили 14 декабря. О каких-либо крупных сражениях на территории Западно-Сибирских железнодорожных станций времён Гражданской войны на настоящий момент точных данных нет. Однако известны другие боевые действия на территории Транссибирской магистрали, на основе которых можно красочно представить все значимые детали таких сражений.

Вот как описывал командир красного бронепоезда «Свобода или смерть» Андрей Полупанов один из моментов боя 8 июля 1918 года возле станции Дымка Оренбургской области у моста через реку Шешма:
— В бронеплощадках — кромешный ад: люди задыхаются от пороховых газов и жары. Двое пулемётчиков потеряли сознание. Накалились стволы пулемётов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках — сухая горячая резина. Воды нет! В это время раздаётся звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать? Бронепоезд подходит вплотную к реке. Звучит команда: «Вторые номера и резерв на вылазку за водой!». Не с гранатами и винтовками, а с вёдрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз. Многие рады — хотя риск большой, но можно глотнуть свежего воздуха, окунуть голову в холодный поток и напиться студёной воды. В беспорядке снуют люди вверх и вниз. Двое уже ранены.

В экипажи бронепоездов, как правило, шли по призванию — матросы, привыкшие обращаться с орудиями на кораблях, артиллеристы и, конечно же, железнодорожники. Со стороны белогвардейцев немало примеров, когда бронепоезд был полностью укомплектован офицерами — ярыми противниками советской власти. В среде большевиков бронепоезда нередко выполняли и пропагандистскую функцию. Так, в книге В. Поцелуева «Броненосцы железных дорог» описана деятельность «красного» экипажа бронепоезда имени Союза Коммунистической Молодежи. Он был направлен в Сибирь в район Барнаула, Канска, Славгорода и Рубцовска в 1920 году для борьбы с остатками белогвардейских банд.

— В короткие промежутки между маршрутами, — вспоминает позже пулеметчик этого бронепоезда Константин Личинов, — на станциях нас ждала, бывало, железнодорожная молодежь. Мы вместе проводили вечера самодеятельности. Выступали на митингах. Вагон-клуб работал с большой нагрузкой: шли репетиции драматического кружка, разучивали под рояль революционные песни, была даже своя спортивная команда. Мирная жизнь брала своё, и, несмотря на смертельные стычки с бандитами, команда нашего бронепоезда несла на окраины России слово ленинской правды, истоки пролетарской культуры.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *