Новосибирский Авиаград

Подарок фронту — самолет сверхплана

«Авиаградом» назовут впоследствии в немецких документах Новосибирск. За годы войны Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова вырастет в крупнейшее предприятие Наркомата авиапромышленности и станет одним из четырех заводов страны, поставляющих фронту авиационную технику.

Во время войны на территории завода разместились сразу пять авиационных предприятий из европейской части СССР. Летом и осенью 1941 года в Новосибирск направили производственную базу и кадры Киевского, Ленинградского и Московского самолетостроительных заводов, Ленинградского агрегатного (шасси) завода, Московского опытного завода № 115.

Самолёты военного времени

К середине осени эти предприятия уже выдали первую продукцию вместе с чкаловцами. До этого момента Чкаловский завод выпускал истребитель И-16, самый массовый советский самолёт. Именно на нём наша истребительная авиация встретила Великую Отечественную войну. А осенью 1941 года увидели небо знаменитые истребители-перехватчики ЛаГГ. Самолёт изготавливали из дельта-древесины, материала, который не подвержен горению. Бывали случаи, когда ЛаГГи, изрешечённые зажигательными пулями и считавшиеся немцами уничтоженными, благополучно садились на родные аэродромы.

Также в наш город прибыли летно-испытательный НИИ и завод № 51 Наркомата авиапромышленности под руководством Поликарпова. Перед ними ставилась задача создать новый тип самолета.

Легендарный покоритель неба

Таким новым самолётом стал легендарный истребитель Яковлева (Як), выпуск которого заводчане освоили уже в конце 1941 года.

Быстроходный и маневренный, с превосходным вооружением, этот самолёт быстро завоевал любовь лётчиков. В начале 1942 года на Чкаловском заводе полностью переходят на выпуск «Яков»: сначала Як-7, а с конца 1942 года — Як-9.

Вот цитата из книги Александра Яковлева «Цель жизни»: «В кабинете директора завода имени Чкалова идёт совещание руководящих работников предприятия. В разгар совещания Сталин звонит: «Мы ждём от завода трёх истребителей в сутки. Считайте это своей основной задачей. Примите все меры. Нам нужны истребители, как воздух, как хлеб.».

И эта задача была выполнена. С начала 1942 года завод в сутки выпускал три обязательных самолета. А уже во второй половине 1944 года ежесуточно из цехов поступало не менее 20 боевых машин. В этом же году было выпущено наибольшее количество самолетов за весь период войны — 5700 боевых истребителей модели Як разных модификаций. Всего же за годы войны Чкаловский завод произвел 15 тысяч 797 различных типов самолетов, в основном — разновидности модели Як. Примерно треть построенных в стране истребителей Як с 1941 по 1945 годы поднялось в небо из цехов завода имени Чкалова.

Трагедия, спасшая многие жизни

Конечно, не всё было гладко в производственном процессе и испытаниях лётной техники. В переходном 1942 году хватало трудностей с выпуском «Яков». Их конструкция еще была до конца не доработана, хромало качество сборки, иногда происходило возгорание моторов на испытаниях. Яркий тому пример — июльская трагедия в небе над Новосибирском в 1943 году. За штурвалом Як-7Б — опытный пилот, фронтовик — Василий Старощук. В момент снижения техника неожиданно стала неуправляемой. Вероятно, отказал мотор. По рации звучит приказ — прыгать с парашютом! Но под ним — город. Василий Старощук принимает решение посадить плохо управляемый самолёт на площади Сталина. Аппарат не дотянул до неё. Машина в скоростном пике врезается в угол одного из домов. От взрыва никто из горожан не пострадал. А на похороны пожертвовавшего собой лётчика-чкаловца приходят не меньше 10 тысяч новосибирцев и эвакуированных. Им без слов понятно, что ценой своей жизни он спас десятки других жизней. Память о подвиге лётчика позже будет запечатлена в названии улицы «Василия Старощука».

Покрышки и Тамара Ромашкина
у кабины ЯК-9

За отца и старшего брата

Во время войны на заводах и фабриках вместо ушедших на фронт мужчин трудились дети и женщины. На Чкаловском заводе больше двух третей рабочих мест занимали подростки и представительницы слабого пола. И эти детские ручки, девочек и ребят, которым едва исполнилось 12-13 лет, постоянно перевыполняли оборонный заказ в десятки и сотни раз! Они даже жили в цехах и спали рядом со станками. Трудились на заводе в несколько смен. Ни холод, ни голод, в буквальном смысле, не могли поколебать нацеленности заводчан на высокий результат. Лозунг того времени — «Полк в день!», то есть, более 20 машин ежедневно. За сутки в отдельные дни удавалось собрать и 28, и даже 30 самолётов. Широко развернулось движение под лозунгом: «Работать за себя и ушедшего на фронт товарища». Кроме того, по всей стране в 1943 году началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». Первой это звание в Новосибирске завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода имени В.П. Чкалова. Еще на Чкаловском особо отличилась бригада Феликса Немировского, которая долго держала первенство среди других комсомольских бригад города Новосибирска.

А в 1943 году на заводе зародился новый вид социалистического соревнования — движение «тысячников», то есть тех, кто перевыполнял нормы выработки в 10 и более раз. Первыми «тысячниками» стали фрезеровщик В.М. Уткин и токарь И.И. Монаков. Вскоре к ним присоединились и другие рабочие.

За годы войны более 4,5 тысячи работников завода ушли на фронт, домой из них вернулись три тысячи человек. В заводском музее стоит мемориальная стела с фамилиями 538 чкаловцев, не вернувшихся с войны, — но только тех, чьим родным пришли похоронки. А тысяча человек просто пропали без вести на фронтах Великой Отечественной.

Во время войны в Фонд помощи фронту чкаловцы собрали без малого 3,5 миллиона рублей. Эти деньги превратились потом в полушубки и шапки-ушанки, рукавицы и валенки для бойцов Красной армии. Кроме того, завод берёт шефство над военным госпиталем, тремя школами и четырьмя детскими садами. Заводчане помогают одеждой и питанием эвакуированным детям из Ленинграда и Смоленска, других советских городов.

Дружба на всю жизнь

Случилась эта история во время визита на завод прославленного лётчика-новосибирца Александра Покрышкина. Герой Советского Союза в ослепительно красивой форме с улыбкой шагал по цехам завода, здороваясь с каждым чкаловцем. Он благодарил заводчан за ударный труд и с уверенностью говорил о скорой победе. И каждый, кто слышал обнадёживающую речь советского аса, понимал, что от его труда и упорства приближение долгожданной победы зависит так же, как и от храбрости и мастерства солдат и офицеров.

Вдруг Покрышкин увидел плачущую девчушку лет десяти, стоявшую у станка на ящике из-за маленького роста. Юная работница продолжала сквозь слёзы вытачивать деталь, хлюпая носом. Александр Иванович тихонько поинтересовался — о чём плачет такая славная девушка? Оказалось, что Тамара Ромашкина, так звали юную заводчанку, на последних производственных соревнований заняла лишь второе место, а прежде была в абсолютных лидерах.

Лётчик-ас как смог успокоил её, подбодрил в работе, мол, самые крупные соревнования ещё впереди. Так Тамара Ромашкина и Александр Покрышкин подружились. Маленькая ударница труда, ей действительно было 13 лет, но из-за небольшого роста все принимали её за десятилетнюю, пронесла эту дружбу через всю свою жизнь.

Конвейер монтажно-сборочного цеха

Умом и смекалкой

Труд чкаловцев при всём своём самопожертвовании без технической модернизации производства не мог, конечно же, обеспечить высоких результатов. Технические новшества, как и производственная смекалка, очень усиливали производственные показатели. Активно росли в числе поточные линии сборки самолетов. К весне 1945 года их было почти три десятка, что сказалось на снижении трудоемкости обработки изделий почти на 40 %. Повсеместно на заводе механизировались тяжелые процессы. В первые месяцы войны были смонтированы пути для тележек стендовой сборки самолетов. Всюду строились монорельсы с кошками для стыковки фюзеляжа с крылом. Был собран и установлен современный конвейер поточной сборки и начинки фюзеляжей, введён конвейер сварки каркасов фюзеляжей.

Сами заводчане придумали оригинальную кран-балку на гибких подвесных путях, которая обеспечивала механизацию перемещения и переворачивания крыла самолета.

В целом за годы войны площади предприятия разрослись в три раза. Парк оборудования увеличился более чем на 200 %. Завод строился и осваивал самую передовую технику.

Также на заводе создавались новые производства: изготавливали лыжи для разведчиков, научились делать фибровые баки и новые виды пластмасс, построили карбидный цех.

За трудовую доблесть во время войны чкаловцы получили знамя государственного комитета обороны СССР, оставленное им на вечное хранение. В знак признания заслуг трудового коллектива заводу 2 июля 1945 года была вручена высшая награда того времени — орден Ленина.

Верный своим славным традициям, берущим начало с довоенных и военных времён, Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова, теперь уже как часть команды АО «Компания «Сухой», уверенно смотрит в будущее. Как и прежде, его продукция — истребитель-бомбардировщик Су-34, боевые авиационные комплексы 5-го поколения, — находится на переднем крае российского вооружения и служит гарантией безопасности нашей страны.

Роман Сидоров

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *