Анатомия детского несчастья

В 2021 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Новосибирской области поступило 2 774 обращения, из них: 1 497 письменных обращений, 129 — на личном приёме, 1 148 — устных обращений, 771 сообщение из мессенджеров и информация из СМИ.

Детский омбудсмен Надежда Болтенко считает, что самая острая проблема сегодня — подростки, желающие свести счёты с жизнью. Статистические сведения по Новосибирской области свидетельствуют: в 2021 году в регионе зарегистрировано 475 случаев суицидального поведения несовершеннолетних. Анализ показывает, что количество суицидальных попыток стало больше, но количество завершённых суицидов снизилось. В прошлом году ушли из жизни 15 подростков, в 85 процентах случаев — на фоне благополучной семейной ситуации. Двое из детей находились под наблюдением у врача-психиатра. Увеличилось и самоповреждающее поведение, когда молодые люди «режут себя» или специально наносят травмы, чтобы заглушить внутреннюю боль. Пусковые механизмы не меняются — конфликты с родителями, неуспеваемость в школе и неразделённые чувства.

— Внесла предложение о возможности создания Центра кризисных состояний детей и подростков Новосибирской области, где ребёнок и его родители смогут получить всестороннюю помощь специалистов, — говорит Надежда Болтенко. — Кроме того, министерству труда и социального развития предложено рассмотреть вопрос о внедрении положительной практики работы трёхступенчатой системы профилактики суицидального поведения учащихся в образовательных организациях Новосибирска.

В отчётном докладе детского омбудсмена за 2021 год отмечается положительная динамика в сфере психологической помощи детям: в школах увеличилось количество педагогов-психологов (с 1 218 до 1 303), социальных педагогов (с 804 до 811), а школы на 92 процента «оснащены» психолого-педагогическими консилиумами, которые должны следить за умонастроениями подростков и приходить им на помощь в трудные минуты. К тому же, работают 203 мобильных бригады по профилактике издевательств над детьми в семье, детских садах и школах.

Надежда Болтенко акцентирует внимание на том, что дети по-прежнему убегают из дома. В 2021 году сбегали 640 подростков. В том числе 65 — из опекаемых и 12 — из приёмных семей. Уполномоченный по правам ребёнка считает, что нужно начать проводить специальные занятия среди родителей и замещающих лиц по вопросам профилактики самовольных уходов. Убежавший из дома ребёнок может попасть в трагическую ситуацию. Что касается причин побегов из семей, то они, по большому счёту, мало чем отличаются от «суицидальных настроений»: меня не понимают дома, я никому не нужен, травят в школе, жёсткий конфликт с родителями. Бегут дети, как правило, с наступлением тепла — весной и летом.

В ГУ МВД по Новосибирской области констатируют снижение подростковой преступности на 20,7 процента (с 1 075 до 853), в том числе — и противоправных нарушений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения. Но На-дежда Болтенко отмечает: при общем снижении роста детской преступности возросло количество преступлений против несовершеннолетних — на 16,7 процента. Детей обманывают мошенники (особенно доверчивых выпускников детских семейных центров), их грабят и обкрадывают. В отдельную категорию омбудсмен выделяет преступления, совершённые против половой неприкосновенности несовершеннолетних, число которых за год увеличилось на 12,5 процента (с 352 до 396).

Павел Разуваев

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *