Перезагрузка «мусорной реформы»: учесть опыт допущенных ошибок

Сегодня, 15 июня, состоялось совместное заседание комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области: по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Как отметил первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, возможность проведения совместных заседаний комитетов предусмотрена региональным Законом «О Законодательном Собрании Новосибирской области» и Регламентом Законодательного Собрания. «Ранее у нас были совместные выездные заседания комитетов, но в таком формате, как сегодня, заседание двух комитетов будет проводиться впервые», – акцентировал Андрей Панфёров. Председательствующим на совместном заседании комитетов был избран председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.

В повестку дня по решению 22-й сессии Законодательного Собрания Новосибирской области был внесён первый вопрос – «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключённого 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск». Напомним, эта концессия предполагала возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории Новосибирской агломерации.

С кратким докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. «Соглашение было расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно, – рассказал министр. – С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, — про 300 миллионов рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя. Мы считаем, что упущенная выгода возникает в том случае, когда идёт производственная деятельность. А производственная деятельность идёт, когда есть предприятие». Содокладчиком по первому вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Он подтвердил, что никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет, а какие-либо претензии могут быть выдвинуты только в судебном порядке.

Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ответы министров «хотелось бы услышать пошире». Он напомнил, что концессионное соглашение 2016 года касалось огромных объёмов – 77-78 процентов всего мусора в регионе. «Строили на этих объёмах по этой концессии всю мусорную реформу, – напомнил законодатель. – На это рассчитывали, всем докладывали. А в конечном итоге оказалось, что реализовать её нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но ещё и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона». Вадим Агеенко привёл пример, что в одном из пунктов концессии концессионер требовал от области подтверждения кредитного рейтинга региона по оценкам иностранных агентств.

«С июля 2017 года поняли, что никогда эту концессию не реализуем, – продолжил зампред комитета. – И даже в этом случае вы пять лет её не расторгали. И вопрос, который мы задаём: «Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти». И все наши программы рушились. Ведь уже в 2019 году должны были обрабатывать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора, сортировать его. В итоге этого не сделано. Сегодня мы говорим про последствия этого нерешённого вопроса для нашей области. Последствия! В соглашении было написано: когда будут построены эти два новые полигона, четыре закроют. Было бы всё красиво и хорошо. Почему же пять лет не расторгали то, что невозможно реализовать? Как на это смотрят Министерство экономического развития и губернатор?»
Также Вадим Агеенко напомнил, что концессия в течение полугода согласовывалась в шести министерствах и департаментах регионального Правительства. Между тем, общий объём мусора, который поступал бы на мусоросортировочные комплексы составлял 610 тысяч тонн, рассказал зампредседателя комитета со ссылкой на официальные документы, в подписанной концессии фигурирует цифра в 800 тысяч тонн…

Отвечая на вопрос о разных цифрах в объёме мусора, Денис Архипов сказал, что на момент заключения концессии достоверных цифр не было, исходили из оценочных. А сейчас есть достоверная статистика, которая опирается на цифры весов на полигонах.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка назвал главной причиной расторжения концессии – несоответствие требованиям одного из земельных участков, расположенных на приаэродромной территории. Сергей Сёмка пояснил: на момент подписания концессии приаэродромная территория не была нанесена на карту, а завод имени Чкалова и Минобороны РФ давали «неоднозначные ответы» по поводу расположения мусорного полигона.

«Понятно, что всё это нас очень волнует, – взял слово Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – На протяжении пяти лет звучали жёсткие выступления депутатов, ещё более острые вопросы задавали жители области, в ответ — успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что всё-таки раздел по концессии произойдёт на две-три-пять-шесть – это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извинятся хотя бы! Пять лет все ждали».
Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии – 7 июля – могут быть проведены внеплановые заседания комитетов по этому вопросу. До этого времени минэкономразвития региона должно представить экономическую модель.

Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа высказал пожелание увидеть документы, где сказано, что финансово-экономических и правовых последствий расторжения концессии для области нет. «В такой ситуации обычно возникает целесообразность проведения аудита», – полагает Александр Терепа.

Депутат Александр Шпикельман высказал своё мнение: «Несколько лет я убеждал жителей моего избирательного округа, что нужно платить деньги за вывоз мусора. Они говорили, что сжигают. Я говорил: «Да нет же, будут вывозить, будет порядок!». Объяснял, что мусор будут сортировать, для экологии это будет хорошо…. Сейчас я что скажу жителям округа? На вопросы о мусорной реформе мне нужно будет отвечать людям, и также каждому депутату».

Депутат Дмитрий Козловский предостерёг представителей исполнительной власти региона: «Ведь у нас есть ещё и другие концессии с группой «ВИС». Поликлиники они начали строить — семь, а строят всего три. Это такой звоночек: надо действовать! Хватит работать на ВИС! Давайте сами в области строить и контролировать всё».

Депутат Ашот Рафаелян уверен, что расторгнутая концессия – это не только экологические, но имиджевые потери для региона. Однако парламентарий призвал сконцентрироваться на будущем. «Впервые вижу столь эмоциональное отношение депутатов и представителей исполнительной власти. Думаю, что консолидация наших усилий поможет не допустить новых концессионных соглашений. И не допустить монополизма!».

Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров высказал свою позицию: «Выступления на сессии, на комитетах должны подвести черту. Для всех нас и для наших избирателей должна наступить ясность, как будет вывозиться мусор в Новосибирской области. И верх цинизма, если те же самые люди, которые шесть лет морочили нам голову, снова выступят в качестве концессионеров. Большая просьба к Правительству: учесть наши пожелания».

Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко уверена, что «правильное обозначение задачи – это полпути к её решению». «Нужно сделать выводы, чтобы не допустить больше ошибок, – подчеркнула законодатель. – Констатирую, что ответы мы не получили. Убытки – это не только 300 миллионов штрафов. Затраты, которые понёс концессионер, будут ли они выплачены?»

Подводя итоги обсуждению, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев озвучил решение совместного комитета, поддержанное депутатами единогласно: «Принять информацию Решетникова Л. Н., министра экономического развития Новосибирской области, Архипова Д. Н., министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по вопросу «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключённого 22.07.2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» к сведению.

Отметить, что во исполнение норм федерального законодательства, в государственных программах Новосибирской области предусмотрено к реализации с 2015 года совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем, указанные мероприятия, прежде всего, внедрение глубокой обработки твёрдых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области, не реализованы в полной мере, что позволяет сделать вывод о несостоявшейся «мусорной реформе» в Новосибирской области. Основными причинами этого стали заключение заведомо невозможного к реализации концессионного соглашения, а также длительный период его расторжения.

Заслушав выступления участников совместного заседания, отметить, что полученный результат реализации указанного концессионного соглашения во многом обусловлен недостаточной проработкой проекта концессионного соглашения, в том числе в связи с неурегулированностью порядка межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, неразграничением ответственности за принимаемые ими решения, а также отсутствием правовой экспертизы на этапе разработки, рассмотрения, принятия решения о заключении концессионных соглашений.

Рекомендовать Правительству Новосибирской области учесть сложившуюся негативную практику при заключении соглашений в сфере создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, а также в отношении иных соглашений в сфере государственно-частного партнёрства, в том числе концессионных соглашений».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *