Анатолий Локоть: «Трудности нас не просто закаляют, они нас стимулируют».

Анатолий Локоть

Накануне Дня города мэр Новосибирска Анатолий Локоть рассказал «ЧС» о месте города в новой экономической реальности, своих любимых проектах благоустройства и планах на будущее.

— Анатолий Евгеньевич, вы «у руля» уже больше восьми лет. Удалось ли «построить коммунизм в отдельно взятом городе» или все планы и мечты по изменению жизни в Новосибирске разбились о суровую реальность?

— Разумеется, такая задача никогда и не ставилась. Нужно считаться с объективной реальностью, поэтому я всегда отдавал себе отчет в том, в каких реалиях предстоит работать. Да, трудностей оказалось больше, чем представлялось в начале. Но я считаю, что основные задачи, которые ставились, выполняются. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но, тем не менее, выполняются.

Прежде всего, сделаны серьезные шаги в части открытости работы мэрии. С самого начала я ставил задачу, чтобы работала обратная связь с жителями, чтобы пожелания и замечания новосибирцев быстрее доходили до ответственных лиц, чтобы быстрее принимались решения и ответы были не только на бумаге, но и на деле.

Ну а трудности связаны, прежде всего, с недостатком финансирования. Но это объективно: денег всегда не хватает.

— Время сейчас очень непростое, но, вместе с тем, оно открывает новые перспективы. Как вы видите место Новосибирска в новой экономической реальности? Удаётся ли реализовать потенциал города в импортозамещении и научно-техническом прорыве?

— Говорить, что задача импортозамещения уже решена, — нельзя. Это задача объемная и, я считаю, правильная. Это как раз тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Наш город  обладает значительным техническим потенциалом, заделом по ряду направлений в наукоемкой промышленности, которые не реализовывались, потому что предпочтения зачастую отдавались импорту. Достаточно вспомнить известное выражение: «Мы всё купим». Суровые реалии сегодняшнего дня заставили пересмотреть эти подходы. И это хорошо для Новосибирска. Потому что потенциал города как раз заключается не в распродаже природных ресурсов, а в реализации высокотехнологичных проектов, основывающихся на серьезных интеллектуальных разработках.

У Новосибирска появляется дополнительный шанс рвануть вперед. Трудности нас не просто закаляют, они нас стимулируют.

Причем, речь не только о Сибирском отделении РАН и Академгородке. У нас развита отраслевая наука, высокотехнологичное производство. Поэтому для нас задача импортозамещения не просто актуальна, это шанс рвануть вперед, прибавить ускорение.

— В зарубежных СМИ пишут, что некоторые страны начинают ставить вопрос о расторжении договоров побратимства с российскими городами. Повлияло ли это уже на Новосибирск? Как вы относитесь к этому процессу?

— Я считаю это частью пропагандистской борьбы. Никаких конкретных шагов на расторжение договоров о побратимстве нет!  Я чётко говорю — их нет!

— Была информация по поводу Харькова…

— У меня на столе не лежит ни одного документа! Кроме каких-то публикаций… Но публикации и комментарии — это из разряда идеологического противостояния.

У нас, вообще-то, помимо Харькова, в побратимах, например, два города США. И ни разу ни одна из сторон не ставила вопрос о расторжении этих отношений. Да, нельзя сказать, что они сейчас в стадии активного развития. Но как знать? Времена по-разному складываются. Конкретные руководители приходят и уходят, обстановка меняется. А эти соглашения имеют стратегическое значение. Может быть, завтра в Харькове изменится обстановка, и этот договор станет очень актуальным.

— В вопросах масштабных инфраструктурных проектов развития города один из самых острых — это строительство метро. Увидим ли мы в обозримом будущем новые станции, или дальше «Спортивной» —   «всё в тумане»?

— «Спортивную» ещё предстоит закончить, и над этим мы сегодня упорно работаем. Это серьезный прорыв, потому что реализация этого проекта влечет за собой комплекс объектов, которые надо параллельно возводить. Это и пешеходный переход, и дорожная развязка. Надо превратить это место в транспортно-логистический узел, который поможет разгрузить площадь Маркса.

станция Спортивная
Работы на станции «Спортивная». Фото: Александра Фоменко

Кроме того, это «козырная карта» в диалоге с федеральным центром по поводу дальнейшего развития метрополитена, которая позволит претендовать на федеральное финансирование. Речь, прежде всего, об окончании строительства Дзержинской линии.

И сегодня я хочу подтвердить, что диалог с федеральным центром находится в активной фазе.

— Вы часто говорите, что один из главных приоритетов вашей работы — это развитие зелёных зон, что именно это станет вашим основным историческим следом как мэра. Как лично вы — довольны ли тем, что получается в этой сфере?

— Это только одно из основных стратегических направлений, которые мы выделили. К ним относятся и транспортное, и логистическое развитие, и благоустройство, и строительство. Но, безусловно, качество жизни в городе мы всегда связывали с оформлением озеленения.

Мы впервые провели системный мониторинг зеленых зон. Теперь мы знаем, какие зеленые зоны сейчас есть, какие находятся в стадии оформления, а какие места можно превращать в такие рекреационные зоны.

Мы используем научный подход. Создана сильная команда: мы сумели привлечь серьезных специалистов. Потому что дилетантские подходы в этих вопросах иногда приводят к плачевным результатам. Сегодня же мы имеем четкие научно обоснованные планы по озеленению города.

Кроме того, чтобы эффективно озеленять город, нужно иметь свой питомник. Да, у нас есть Академгородок с ботаническим садом. Но там невозможно купить саженцы в необходимых масштабах. Поэтому мы вынуждены приобретать их в европейской части страны и даже за рубежом. И сегодня мы получили поддержку от Новосибирской области и большой земельный участок для развития этой работы.

— Сейчас реализуются большие проекты озеленения. Какой вы считаете наиболее удачным? Реализации какого ждёте больше всего?

— Ко Дню города мы открываем после обновления Заельцовский парк. Планировали раньше, но санкционное давление внесло определённые коррективы. Хотя по договору окончание работ вообще стоит в сентябре… Но мы решили сделать этот подарок горожанам к празднику.

Кроме того, этим летом будет реализован второй этап Парка «Арена» — возле нового ледового дворца. К сентябрю парк уже должен быть открыт.

Приступили к реализации интересного решения в пойме реки Каменка. Это была одна из наших идей: создание водно-зеленого каркаса города. Потому что у нас в городе восемь малых рек. И хотелось бы, чтобы поймы этих рек были не мусорными свалками и сточными канавами, а полноценными рекреационными зонами. И первый серьезный проект в этом направлении — это как раз парковая зона в пойме Каменки. Работы рассчитаны не на один год и предполагают серьезные бюджетные вливания — федеральные деньги, которые выделяются в рамках нацпроекта. Кстати, многое там уже сделано при помощи субботников. Надо было подготовить площадку, где очень много неорганизованных гаражей, которые необходимо снести, а для этого предварительно встретиться с собственниками.

Ландшафтный парк Каменка 4
Ландшафтный парк в пойме реки Каменка. Проект

Но есть и проекты поменьше, которые реализуются в каждом районе. Это и сквер Гагарина в Ленинском районе, и набережная реки Ини в Первомайском районе, и многое другое.

В целом же мы стараемся придерживаться комплексного подхода в благоустройстве. Хороший пример — это Вокзальная магистраль. Вспомните, сколько было споров… и по парковкам, и по вырубке деревьев…  А в итоге мы вернули деревья туда, где они были изначально.

Исторически Вокзальная магистраль была «пробита» через частный сектор, и тогда там присутствовало серьезное озеленение, однако с ним «справились», срубив все деревья и на их месте оформив парковки. Мы совершили «реверс»: высадили крупномеры на месте парковок. Кстати, не случайно для этого выбраны именно липы: специалисты уверяют, что в таких непростых условиях — это наиболее сильное и жизнестойкое дерево.

Кроме того, мы очистили улицу от рекламного шума. Год назад с площади Ленина вокзал видно не было: его заслоняли различные рекламные конструкции в три этажа. А сегодня вид открылся: и с вокзала на Оперный театр.

Также появились пешеходные зоны. Да, это не Арбат в полном смысле. Но отремонтированы тротуары, оформлены дорожки для велосипедов и самокатов. Появилась красивая прогулочная зона, причем, с обеих сторон Вокзальной магистрали.

Такой же комплексный подход планируем использовать и на других территориях.

— А где лично вы любите отдыхать в Новосибирске?

— Лет пять назад я бы назвал Набережную, Сквер Героев Революции и Монумент Славы. В них вложены большие усилия, именно с них мы начинали эту работу. Но по мере решения этой задачи комфортных зон в городе становится всё больше и больше. Появляется много интересных мест, и они не похожи друг на друга. Поэтому каждый может выбрать для себя что-то особенное.

Лично я больше тяготею к воде. Это моя внутренняя предрасположенность.

Но ведь важно не то, что нравится лично мне, а то, что нравится новосибирцам. Поэтому, когда я вижу людей, которые гуляют на набережной: развлекаются на аттракционах, играют в баскетбол, просто гуляют или катаются на самокатах — для меня это лучшая оценка нашей работы. Раз новосибирцы приходят в эти места отдыхать, значит, мы не зря старались.

— В следующем году Новосибирску исполняется 130 лет. С какими достижениями город подходит к этому юбилею? И планируется ли уже что-то особенное в честь круглой даты?

— Можно долго перечислять достижения в разных сферах. Но главной особенностью именно этого юбилея, мне кажется, станет государственное звание Город трудовой доблести. Считаю, без него нельзя было говорить, что вклад новосибирцев в Победу полностью оценен. А теперь на государственном уровне это признано. И для нас очень важно, чтобы внешне это было достойно закреплено. Поэтому установка стелы и благоустройство площади Калинина, где она будет расположена, станет знаковым событием этого юбилея.

Стела Новосибирск Город трудовой доблестиНапомню, звание присвоено не только Новосибирску. И закон обязывает во всех таких городах поставить стелу, проект которой разработан московскими архитекторами. При этом принято решение делать привязку к местности, а оформление памятника должно отражать местную тематику.

Я знаком с некоторыми проектами в других крупных городах. И все-таки там при выборе места присутствует определенный стереотип: располагать стелу в парковой зоне. Я не говорю, что это плохо. Но при таком выборе есть один нюанс: сектор обзора стелы органичен зелеными насаждениями. А в Новосибирске мы подошли к выбору места по-другому.

Площадь Калинина позволяет раскрыть обзор на все 360 градусов. К тому же, там сходится пять улиц: получается пятиконечная звезда. Кроме того, именно там находятся промышленные предприятия, которые во время войны были эвакуированы и работали…

Это со всех точек зрения удачное решение оценили архитекторы. И они позволили нам немного отступить от некоторых ограничений. Наша стела увеличилась в размерах! Если в других городах речь идет о 10-12 метрах в высоту, то наша — 31,5 метра, а с учетом насыпи — 34,5 метра. Мне кажется, она будет очень выигрышно смотреться. Надо теперь постараться сделать всё вовремя и качественно, над чем мы и работаем. Поэтому осенью, с установки стелы, по сути, и начнется подготовка к юбилею Новосибирска.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *