О судьбе легендарного сибирского бронепоезда «Лунинец» рассказали архивы

DIGITAL CAMERA

Недавно попалось мне в интернете упоминание о бронепоезде под названием «Лунинец». Естественно, что назван он так был в честь известнейшего новосибирского машиниста паровоза – Николая Лунина, автора знаменитого «лунинского» движения на железной дороге, которое являлось аналогом «стахановского» подхода к работе у шахтёров СССР. Меня заинтересовала эта история, и я решил отыскать более подробную информацию о судьбе этого броненосца на рельсах и его боевых подвигах во время Великой Отечественной войны. 

Прежний опыт

За годы Гражданской войны был накоплен богатейший опыт боевого применения разного рода бронированных подвижных железнодорожных составов. Бронепоезда активно использовались для поддержки наступающей пехоты, а также вели самостоятельные боевые действия в полосах железных дорог, по сути, были «хозяевами» всей прилегающей к железнодорожным путям территории. Благодаря высокой манёвренности, быстроте передвижения, довольно мощной защите и огневой мощи они были весьма грозным оружием как красных, так и белых войск. Также бронепоезда часто использовали для транспортировки и охраны выгонов особой важности. В конце 1920 года на вооружении Красной армии состояло больше 100 бронепоездов различной степени укомплектованности. Однако, после окончания Гражданской войны число бронепоездов начали сокращать, а передача в ведомство Главного артиллерийского управления отнюдь не способствовала дальнейшему их совершенствованию и развитию. Вот и пришлось в начале Великой Отечественной войны спешно вспоминать прежние достижения и наращивать парк рельсовых броненосцев.

Начало истории

Известно, что в начале зимы 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге (к этой дороге территориально относилась и Новосибирская область в те годы) началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников разных депо на Томской и Омской железных дорогах во время войны было построено 11 бронепоездов: «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Победа», «Лунинец» и другие.

В редакции железнодорожной газеты «Транссиб» (филиал «Гудка» на Западно-Сибирской железной дороге) мне посоветовали обратиться за исходной информацией в музей локомотивного депо Тайга, где и комплектовался этот легендарный броненосец железных дорог.

Оказалось, что «Лунинец» был самой первой боевой машиной, построенной на Томской железной дороге. Именно он положил начало славной серии сибирских бронепоездов, внесших немалый вклад в разгром нацистской Германии.

Построили всем миром

Итак, работники паровозного и вагонного депо Тайги по собственному почину начали строительство первого бронепоезда, даже не дожидаясь команды «сверху», еще в августе 1941 года. Работали по 18 часов в сутки. В архивах железнодорожного музея остались даже фамилии конструкторов-самоучек – создателей железнодорожного броненосца. Это слесари-ремонтники А. Аширов, Г. Бернацкий и И. Власенко, работавшие под общим руководством техника А. Кончухидзе. Дело в том, что до этого момента бронепоезда они видели лишь на картинке, а теперь им предстояло собрать грозную боевую машину своими силами! Казалось бы, непосильная задача для тех, кто никогда этим не занимался. Однако советские железнодорожники успешно справились с этим делом. 

За основу бронепоезда был взят лучший из паровозов депо Тайга. Его сначала «раздели», чтобы провести ревизию всех ходовых частей, прочих узлов и устройств, а затем заковали в броню, вооружили и уже через несколько месяцев отправили боевую машину на фронт. Ремонтные бригады буквально дневали и ночевали возле воссоздаваемой техники, матери и жены железнодорожников приносили еду прямо в ангары депо, где велись все основные работы. К апрелю 1942 года бронепоезд был собран, а в мае того же года дошел своим ходом до Новосибирска. Здесь его дополнительно оснастили и подобрали соответствующий экипаж под командованием старшего лейтенанта И.И. Даниловича. 

Проводить «стальную крепость» на фронт пришел сам Николай Лунин, пожелавший своему стальному тезке удачи и военной славы. Есть даже данные, что Николай Лунин со своей бригадой написали заявление об отправке их на фронт в качестве команды этого бронепоезда, но руководство Томской железной дороги им отказало, заявив: «Здесь вы делаете не менее важное дело для страны». Так оно, в конечном итоге, и вышло. 

Подготовка и боевое крещение

Первый свой бой «Лунинец» принял в июле 1942 года под Коломной.  Бои велись на участке Касторная – Елец. «Лунинец» действовал совместно с бронепоездом «Железнодорожник Алтая». Вместе они составляли 49-й Отдельный броневой дивизион, сражавшийся потом с врагом в районе Понырей и Шепетовки.

Очень интересную информацию о создании бронепоезда сообщил хранитель музея локомотивного депо Тайга Виктор Васильев, председатель местного совета железнодорожных ветеранов. Он с большой любовью рассказывал о работавших над появлением «Лунинца» своих земляках, отмечая особую роль «техника А. Кончухидзе», который носил вполне русское имя Александр. Было интересно услышать, как проходила приемка готовности бронепоезда. В состав приемной комиссии входили работники депо, представители наркомата обороны и сотрудники НКВД. Прочность стальных листов брони определялась очень просто: с близкого расстояния по ней стреляли из мощного революционного пистолета «Маузер». Если броня выдерживала всаженную в нее полную обойму, значит, была готова и к вражеской атаке. Если же пропускала пули – оказывалась недокаленной, если трескалась – перекаленной. По условиям военного времени за такой брак в работе вполне можно было угодить под расстрел. Конечно же, сами железнодорожники не могли выплавить броню нужного качества – в паровозных депо просто не было необходимого для производства стальных листов оборудования. Хотя большинство крупных ковок приходилось делать на месте – в мастерских депо с использованием опыта и смекалки местных сибирских кузнецов-железнодорожников. Броня «Лунинца» отливалась в цехах Новокузнецкого металлургического комбината (тогда Новокузнецк носил имя Сталинск) и впоследствии прошла все необходимые испытания, но только со второго раза.

Расстреливать никого не понадобилось. Есть основания полагать, что окончательно сборка «Лунинца» была проведена силами работников депо станции Болотное, которые завершили навешивание брони на сам локомотив и вагоны, а государственная приёмка проводилась уже в самом Новосибирске.

В целом «Лунинец» состоял из располагавшегося в середине состава бронепаровоза Ов № 5520, броня которого доходила до толщины в три сантиметра. Командирская рубка и будка машиниста были уже «одеты» посерьёзней в броню четыре сантиметра, а четыре двухосных бронеплощадки защищались броней в один-два сантиметра. На них располагались башни с бронёй, доходившей местами до пяти сантиметров. Вооружение каждой такой башни состояло из одной 76-мм танковой пушки образца 1927/1932 года и пяти пулеметов Дегтярёва.

В мае 1942 года в Москве в состав бронепоезда «Лунинец» включили ещё и бронеплощадку ПВО завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК. Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1. Для связи между вагонами и паровозом бронепоезд был оборудован телефоном и переговорными трубами корабельного типа. Электроэнергия для освещения вырабатывалась турбогенератором, установленным на паровозе, а для отопления состава в холодное время имелась система труб с подачей пара от котла.

Освобождая Родину

С лета 1942 года «Лунинец» в связке с «Железнодорожником Алтая» вписал первую страницу в книгу своих боевых подвигов. Задача бронепоездов состояла в прикрытии наземных атак пехоты, отражению авиационных атак противника при помощи своей зенитной артиллерии и переброске войск в тыл немцам. «Фрицы» неоднократно пытались уничтожить бронепоезд с воздуха, подрывали железнодорожные пути, но экипаж «стальной крепости» совместно с железнодорожниками-путейцами вовремя восстанавливал полотно дороги и устремлялся в новые атаки. Целые сутки 9 июля 1943 года экипаж «Лунинца» не выходил из боя, выполняя приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: «Понырей не сдавать!». Вместе со своим «коллегой» «Железнодорожником Алтая» они уничтожили в тот день свыше 800 гитлеровцев.

Боевой путь «Лунинца» обширен по географии: после Курской дуги – Украина, Чехословакия и Польша. В феврале 1944 года за проявленный в многочисленных боях героизм и мужество под населенным пунктом Шепетовка экипаж 49-й отдельный дивизион бронепоездов («Лунинец» и «Железнодорожник Алтая») получил почётное звание «Шепетовский». Две трети личного состава дивизиона были награждены за те бои орденами и медалями.

Конец войны прославленный дивизион застал в Польше в Нижней Силезии около местечка Оппельня, где оказывал огневую поддержку частям 21-й ударной армии. Через год бронедивизион был расформирован и бронепоезда (возможно, своим ходом) ушли на территорию Советского Союза, где были поставлены на консервацию.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *