Есть вопрос: Что делается для безопасности в новосибирском метро?

метро

Фото: Александра Фоменко

Новосибирский метрополитен отвечает за обеспечение безопасности на своих объектах, в частности, обеспечивает устойчивое функционирование транспортного комплекса, защищает интересы личности, жизни и здоровья пассажиров. Делается это в тесном сотрудничестве с Отделом полиции на метрополитене УМВД России по Новосибирску, оперативными службами и уполномоченными подразделениями ФСБ, МЧС, а также другими структурами города. Что именно включает эта работа – в материале ЧС-ИНФО.

Результаты работы

За пять месяцев 2022 года метрополитеном в Новосибирске воспользовалось уже 29 миллионов 926 тысяч человек (за весь 2021 год — 75 миллионов 273 тысяч человек).  Из них более 862,4 тысячи человек в этом году прошли контроль с использованием установки для досмотра груза и багажа (2,5 миллиона в 2021 году). 13,6 тысячи человек прошли через установку для персонального досмотра людей. Всего по итогам досмотра обнаружено 15,5 тысяч единиц опасных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к провозу (48,2 тысячи в 2021 году). Также было выявлено 66 бесхозных предметов (156 в прошлом году). В 2022 году уже больше сорока раз приходилось привлекать к работе кинологов. Было задержано и передано в полицию 139 пассажиров.

«С учетом изменений законодательства и нормативной правовой базы РФ на предприятии в постоянном режиме ведется анализ предъявляемых требований в целях определения и своевременной корректировки первостепенных и перспективных мероприятий по совершенствованию мер, направленных на защиту объектов метрополитена от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства», — рассказали в метрополитене. В частности, организована и проводится плановая работа по реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов внеуличного транспорта.

Отметим также, что в настоящее время в ведении Новосибирского метрополитена находятся 27 категорированных объектов инфраструктуры внеуличного транспорта. 24 объекта первой категории, к которым относятся станции, тоннели и метромост. Один объект третей категории – это электродепо «Ельцовское». А также два объекта четвертой категории — это электроподстанция ТПП-14 «Золотая нива» и Пункт управления движением.

Метромост - вид с набережной. Фото Евгения Аникеева
Метромост — вид с набережной. Фото Евгения Аникеева

Напомним, что на сегодняшний день Новосибирский метрополитен, как субъект транспортной инфраструктуры аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группу быстрого реагирования, что даёт право самостоятельно осуществлять защиту объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. А также аттестующей организации, что позволяет проводить аттестацию работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов своими силами на базе специализированного учебного класса (об этом ЧС-ИНФО писал ранее).

Сейчас в связи со вступлением в силу нового Постановления правительства РФ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…» проведена дополнительная оценка уязвимости объектов метрополитена. Её результаты были утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта. После этого были разработаны планы и внесены изменения в существующие документы по поводу обеспечения транспортной безопасности. Эта работа была полностью завершена в мае 2022 года. Однако работы по проведению оценки уязвимости и разработке планов еще для двух объектов только предстоят. Это можно будет сделать после завершения строительства станции метро «Спортивная» и ее передачи в ведение Новосибирского метрополитена.

Техника

Кроме того, с учётом финансово-экономических возможностей проводится работа по оснащению объектов метрополитена сертифицированными техническими средствами досмотра. Так, с 2019 года за счет собственных средств метрополитеном приобретено 40 стационарных и 20 портативных металлодетекторов, из них 12 единиц с детектором гамма-излучения для определения источников ионизирующего излучения. А также четыре детектора паров и следов взрывчатых веществ. Общая стоимость этих средств составила 17,4 миллиона рублей.

Работа в этом направлении продолжается. В 2022 году запланировано приобретение еще двух детекторов паров взрывчатых веществ, а также одного переносного заградительного постановщика радиопомех, 30-ти видеорегистраторов и 30-ти портативных металлодетекторов с детектором гамма-излучения.

Своими силами и средствами продолжается работа по Программе оборудования подвижных составов системой видеонаблюдения и информирования пассажиров. На сегодняшний день 12 подвижных составов (то есть 48 вагонов) оборудованы системами видеонаблюдения и информирования пассажиров. До конца 2022 года это сделают еще в одном составе из четырех вагонов. Оборудование одного подвижного состава стоит около 700 тысяч рублей.

Кадры

В Новосибирском метрополитене выстроена система по подготовке сил обеспечения транспортной безопасности.

Так, в 2021 году проведена подготовка и обучение 212 человек по различным программам транспортной безопасности, часть из них — по программе радиационной безопасности. Работа продолжается: до конца года планируется обучить еще 115 работников.

«В интересах совершенствования  теоретической подготовки,  практических навыков и умений с работниками входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности  организована и проводится ежеквартально техническая и специальная учёба, ежемесячно проводятся тренировки с отработкой практических действий при возникновении внештатных ситуаций (обнаружение бесхозных предметов на объекте, падение человека на путь, возникновение конфликтной ситуации, попытка незаконного проникновения посторонних лиц  в зону транспортной безопасности и другие вопросы), в которых принимают участие, по согласованию, представители полиции, — рассказали в метрополитене. — Аналогично работники предприятия, в том числе и из состава транспортной безопасности, принимают участие в тактико-специальных учениях, тренировках по плану МЧС Новосибирской области и правоохранительных органов».

метро вход
Фото Александры Фоменко

В метрополитене отмечают, что вот уже несколько лет на постоянной основе осуществляется взаимодействие с подразделениями Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Новосибирской области по вопросам реагирования на угрозы совершения или подготовки актов незаконного вмешательства в отношении таких объектов, как электродепо «Ельцовское» и Метромост. В этом году также проведены совместные тактико-специальные занятия с привлечением соответствующих сил и средств.

Кроме того, организована и проводится работа по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. С ноября 2021 года по настоящее время на собственной материально-технической базе метрополитена проведена аттестация 115 работников из состава сил обеспечения транспортной безопасности. Общее количество аттестованных работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности — более 270 человек.

Проблемы

В метрополитене отмечают и проблемы в сфере обеспечения безопасности. Главная из них, как и во многих других вопросах – это, конечно, недостаток финансов. Из-за отсутствия необходимых средств невозможно приобретение дорогостоящих, современных и сертифицированных технических средств досмотра, обеспечивающих обнаружение оружия, взрывчатых устройств и химических веществ. Также в замене нуждаются уже имеющиеся технические средства, сроки эксплуатации которых закончились. Прежде всего, это рентгеновские установки, предназначенные для досмотра ручной клади и багажа, стоимость которых составляет от 6,5 до 7,5 миллионов рублей за каждую, а всего на объектах метрополитена таких установок 25.

Без финансовой поддержки со стороны местных органов власти и субъекта РФ решить эти проблемы предприятию практически невозможно.

Важно отметить, что федеральный закон «О транспортной безопасности» предполагает участие в обеспечении транспортной безопасности со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Однако это требование практически не выполняется.

Распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2019 года № 1460-р определены дополнительные мероприятия по оснащению объектов МУП «Новосибирский метрополитен» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. «Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте», созданная Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403, на сегодняшний день в полном объёме не выполнена, — рассказывают в метрополитене. — В рамках реализации Указа № 403 распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года № 1285-р утверждена Комплексная программа, которая выполнена только на первом этапе (2010-2013 годы), неоправданно затянувшийся второй этап (2019-2022 годы), несмотря на Распоряжение Правительства № 1460-р пока остаётся не реализованным».

Для решения этой проблемы метрополитен предложил Министерству транспорта Российской Федерации, как координатору реализации вышеуказанной Комплексной программы, инициировать перед Правительством России и добиваться исполнения второго этапа комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, а также приступить к подготовке третьего этапа, в рамках развития и закрепления комплексной системы безопасности на транспорте. А также Правительству Новосибирской области — законодательно закрепить обязательное планирование и выделение денежных средств на статьи расходов по обеспечению транспортной безопасности объектов инфраструктуры метрополитена в годовых бюджетах Новосибирской области и мэрии города Новосибирска (учредителя МУП «Новосибирский метрополитен»).

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *