Раритетные трамваи из Новосибирска отправили на восстановление в Подмосковье

Фото Максима Ляденко

Кому нужны раритетные трамваи? Этим вопросом задался реставратор из Санкт-Петербурга Максим Ляденко, обнаруживший в лесу под Новосибирском заброшенные вагоны прошлого века.

Реставратор из Санкт-Петербурга Максим Ляденко более года назад сообщил об уникальной находке в Караканском бору. Там на территории базы отдыха стояли никому не нужные трамваи.

— В Петербург привезли две уникальные блокадные реликвии – чудом сохранившиеся в Новосибирске вагоны ПС, — напомнил Максим Ляденко на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». — Ещё большее чудо – степень их сохранности: стальные силовые конструкции, лакированное дерево, дверные ручки, оконные защёлки, подлинные надписи середины прошлого века… Найти даже один такой уникальный трамвай – невероятная удача, два – тем более. На самом же деле рядом с ленинградскими раритетами обнаружились и другие реликвии. В 1960-х в Новосибирск передавали трамваи из обеих российских столиц. Среди находок – два вагона типа М (Московский) и два вагона типа С (Сокольнический), работавшие в Москве. Так что теперь нельзя сказать, что такой подвижной состав утрачен навсегда. Нет. И его ещё можно спасти.

Реставратор сразу обозначил проблемы, с которыми столкнутся желающие сохранить трамвайную историю России:

— Спасти, это гораздо больше, чем просто найти. Возвращение блокадных реликвий можно смело считать настоящей спецоперацией. Расстояние в почти 4000 километров. Трудности с подъездом техники (и самой техникой). Долгие и сложные переговоры со всеми участниками «спецоперации». Всё это смогут преодолеть только люди неравнодушные, понимающие ценность вагонов, как в культурном, так и в научном плане, ценящие и знающие историю любимого города.

Что же может заинтересовать историков, хранителей нашего общего прошлого? Максим Ляденко уверен: трамваи, которые стояли бесхозными под Новосибирском, представляют настоящую культурную и историческую ценность.

— Московские исторические вагоны по-прежнему в Новосибирской области, — писал год назад реставратор. — Разрушаются в лесу. В столице ведь уже есть приблизительная, исторически недостоверная реплика вагона С. Для неспециалиста, наверное, вполне похоже на «тот самый трамвай». И ладно бы, если копия была бы действительно копией, но ведь там промахнулись со всем – шириной, высотой, площадками, салоном – переделывали из совсем другого трамвая. Ценности никакой, сплошная видимость. Декорация вместо истории. Нужно ли сохранять подлинные вещи? Конечно, это дорого, это сложно, это требует особых усилий и блеска в глазах. Найдутся ли в большой – и небедной – Москве люди, которые увидят в спасении чудом обнаруженных реликвий достойное для себя дело?

Несмотря на все организационные сложности, активисту удалось добиться положительного результата:

— Сквозь грязь и воду мы спасаем историю! Эвакуация одного из двух сохранившихся в мире трамваев модели ПС (Прицепной Стальной) №86, — написал он на своей странице во «ВКонтакте» 26 августа 2021 года, — уже завтра трамвай займёт своё место на автомобильной платформе и отправится в город на Неве. Это событие не состоялось бы без участия неравнодушных жителей Новосибирска — Дмитрия Шабельникова и ПК «Транспортные системы», взявшей на себя организацию доставки раритетов за четыре с лишним тысячи километров. Уникальные трамваи типа «С» и «М», найденные в Новосибирской области, спасены!

2 августа реконструктор сообщил радостную весть:

— Уникальные трамваи типа «С» и «М», найденные в Новосибирской области, спасены! Мой прошлогодний пост о данных вагонах вызвал немалый интерес со стороны общественности, и, самое главное, его заметили люди с тем самым блеском в глазах. Благодаря накопленному опыту по эвакуации ленинградских ПСов в августе прошлого года, в этот раз удалось достаточно оперативно и чётко организовать перевозку всех найденных «С» и «М» в Подмосковье. Более того, владельцы вагонов, понимая важность мероприятия, шли навстречу и охотно помогали, за что выражаю им огромную благодарность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *