Подвиг алтайских железнодорожников

Бронепоезд «Железнодорожник Алтая». Весна 1942 года

Как известно, в декабре 1941 года Москву спасли «сибиряки», и бронепоезда из Сибири, затем, в 1942 году, внесли особый вклад в окончательный разгром войск гитлеровской Германии.

Считается, что на Алтае не было изготовлено ни одного бронепоезда, участвующего в Великой Отечественной войне. Однако в действительности это не совсем так. Алтайские железнодорожники немало потрудились над тем, чтобы приблизить долгожданный миг Победы. На средства алтайских железнодорожников был создан в Новокузнецке (в военные годы имевшем название Сталинск) бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», укомплектованный паровозными бригадами из Алтая. В прифронтовой полосе действовали локомотивные бригады, в которых трудились и алтайские машинисты. Но самым грозным оружием алтайских тружеников стальной магистрали, конечно же, была «крепость на колесах» под названием «Железнодорожник Алтая».

Взяли на вооружение опыт Гражданской войны

С первых дней войны стало ясно, что бронепоезда являются весьма эффективным средством поражения живой силы и техники захватчиков. В Государственном Комитете Обороны СССР вдруг наконец-то вспомнили, что в противостоянии с армией белых, лет 20 с небольшим назад, очень успешно зарекомендовали себя бронепоезда различной комплектации. Все они — от обычных железнодорожных бронеплатформ с пулемётами и мешками с песком до полноценных бронированных мобильных крепостей на колёсах, способных поражать противника из крупнокалиберных орудий, оказали существенное влияние на ход боевых действий. Тот, кто владеет и контролирует железнодорожные станции и стальные пути, тот, по сути, имеет стратегическое превосходство над врагом. Этот опыт героического прошлого решили внедрить повсеместно в новых условиях войны с технически более оснащённой армией гитлеровцев. Советское командование не ошиблось — экипажи «стальных крепостей» успешно обороняли железнодорожные узлы и станции от пехоты, авиации и даже танков противника. Они сыграли большую роль в последующем, в прикрытии разворачивающихся для наступления советских войск: той же пехоты, артиллерии, танков и мобильного десанта. К началу активного наступления советских войск летом 1942 года именно сибирские бронепоезда пополнили ударные силы нашей армии на передовой.

Как отмечается в официальной хронике военных лет: «Сибирские железнодорожники взялись за строительство бронепоездов, которые видели в основном только на картинках и фотографиях. Однако рабочая смекалка, неодолимое желание помочь фронту скорее разгромить ненавистного врага помогли справиться с поставленной задачей».

 

Кузнецкий металлургический комбинат, Новокузнецк,
1941 год

Алтайская история

На Алтае к строительству стальной крепости приступили в ноябре 1941 года работники Рубцовского паровозного депо.

— Было сформировано три бригады из рабочих локомотивного и вагонного депо, — рассказывает работавшая заведующей музеем истории Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги Ольга Бучнева. — Один из бригадиров — Георгий Федоскин, после завершения строительства бронепоезда, в мае 1942 года, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и награждён Почётной грамотой Военного совета Сибирского военного округа. Главная задача для алтайских работников депо той поры была — собрать и полностью оборудовать бронеплощадки для бронепоезда, названного затем именем «Железнодорожник Алтая». Это было очень тяжело и в техническом плане и в плане разработки новых конструкций. Но с поставленной задачей алтайские железнодорожники справились с честью.
В основе работы алтайских тружеников железнодорожного транспорта лежало обустройство орудийных гнёзд для орудий и крупнокалиберных пулеметов, оборудование вращательных механизмов для работы бронебашен. Было выбраны и модернизированы под бронеплощадки три лучших железнодорожных платформы, у которых значительно упрочнили рамы. Бригада колесного мастера Николая Касурина в минимальные сроки снабдила их рессорами с добавочными листами, новыми буксами и надёжными тормозами. Работы по переоборудованию велись, без всякого преувеличения, круглосуточно. Кому-то может показаться, что люди боялись попасть в списки безвинно репрессированных, вот и работали до изнеможения. Однако в реальности те из железнодорожников, которые не имели возможности попасть на фронт, так как их обязали работать в тылу, всеми силами желали помочь своим товарищам, воевавшим с войсками оккупантов. Их жены и сестры приносили им еду прямо на рабочие места. Отвлечение на сон и прием пищи было по-настоящему минимальным, ведь к началу весны 1942 года бронепоезд должен был вступить в свой первый бой.

Помощь металлургов Кузбасса

По свидетельствам очевидцев тех времен, подготовка всего необходимого для бронеплощадок, кроме брони из Новокузнецка, была произведена на месте в депо Рубцовска. Уже в декабре 1941 года готовые бронеплощадки прибыли в Новокузнецк, где их по-новому обшили в броню, предварительно сняв и закалив установленные ранее броневые пластины. Толщина брони, сейчас это даже трудно себе представить, составляла: лобовая — 4 сантиметра, боковая — 3 сантиметра, от пола до низа колёс — 2 сантиметра. Если бы не изначальный точный расчет и подгонка прочности железнодорожных платформ, они бы (платформы) просто не выдержали этой нагрузки.

Вместе с товарищами из паровозного депо Сталинска железнодорожники Рубцовска дооснастили построенный бронепоезд — поставили необходимое вооружение и телефонную связь. Со станции Болотная для строящегося бронепоезда пригнали одетый в броню паровоз. В боевое формирование бронепоезда, по отчетным документам военной поры, как правило, входили: бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. На крытых бронеплощадках устанавливались две пушки, четыре бортовых станковых пулемёта в шаровых установках. На открытых бронеплощадках имелись полуавтоматические зенитные пушки. В середине бронеплощадок размещались реактивные установки. На двухосных контрольных платформах находился аварийный комплект материалов и противопожарного инвентаря: рельсы, шпалы, скрепления, ящики с песком, лопаты, путевой инструмент, подъёмные башмаки. Команды бронепоездов формировались в основном из добровольцев железнодорожников, овладевших несколькими железнодорожными и военными профессиями. В те времена каждый железнодорожник априори считался военнослужащим, и у них даже были свои военные звания: техники, инженеры и директора с чисто военной приставкой — лейтенант, капитан, майор, и особым железнодорожным дополнением — например, связи, тяги или пути и строительства.

Паровоз серии Ов , одетый в броню. Такими же были бронепаровозы Ов № 5520 и Ов № 5983 бронепоездов «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая»

В боях по освобождению Родины

Из двух бронепоездов: «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» весной 1942 года сформировали 49-й отдельный дивизион, — поясняет Ольга Бучнева. — Многие алтайские паровозники и вагонники подали заявления с просьбой зачислить их в команды бронепоездов этого дивизиона. Отбор был весьма строгий. В конечном итоге дивизион на фронт повели сибирские машинисты: Иван Токарев, Пётр Хурсик, Михаил Шипачев и Алексей Михайлов. Бронепоезда дивизиона участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Воронежем, на Курской дуге, на Правобережной Украине, в Чехословакии и в Польше.

Под Воронежем в одном из боев экипажу «Железнодорожник Алтая» удалось остановить активное продвижение немцев во время фланговой атаки. В ответ на это, по свидетельству писателя Н. С. Конарева, автора книги «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945»: «Фашистское командование разработало операцию по уничтожению бронепоездов 49-го отдельного дивизиона, главная роль в которой отводилась нацистской авиации (Люфтваффе). Во время очередного огневого налета над бронепоездами появились сразу 36 самолетов противника, в основном штурмовики «Юнкерс-87». Им удалось разбить путь, лишить возможности обратного отхода бронепоезду «Железнодорожник Алтая». Но команды бронепоездов начали вести ответный ожесточённый огонь из всех зенитных пушек и пулеметов.

Несколько немецких самолётов оказались повреждены и скрылись из вида. Остальные продолжали атаковать. «Лунинец» ещё мог отстреливаться, а на «Железнодорожнике Алтая» осталась всего одна зенитная установка, был разбит котел, сброшены с рельсов несколько бронеплощадок. Погибли командир бронепоезда И. Реунов, старший машинист И. Токарев, вся локомотивная бригада и отделение разведчиков. И лишь когда стемнело, закончился этот поединок авиации и железной дороги. Фашисты недосчитались нескольких самолетов. Своему командованию они сообщили о полном уничтожении дивизиона. Последующие события опровергли это сообщение».

Затратив всю ночь на восстановление пути и боевого оборудования, команды бронепоездов к утру следующего дня уже были в состоянии полной боевой готовности и успешно отразили наземное контрнаступление фашистов, уверенных в гибели бронедивизиона.

Так же как и его боевой «коллега» — «Лунинец», «Железнодорожник Алтая» застал конец в Польше в Нижней Силезии около местечка Оппельня. Его фронтовой путь был увенчан неувядаемой славой и настоящими боевыми подвигами сибиряков, внёсшими свою существенную лепту в разгром гитлеровской Германии.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *