«Верное выражение» или есть ли у нас региональный парламент?

Заксобрание

Фото: Сергей Завражных

Сегодня мы уже привыкли к тому, что Законодательное собрание Новосибирской области называют региональным парламентом. Насколько это правильно? Ведь российский двухпалатный парламент имеет несколько функций: представительную, законодательную, финансово-бюджетную, контрольную и властную. А у заксобрания главной является правотворческая деятельность в тех вопросах, которые переданы в ведение субъекта Федерации плюс контроль за работой исполнительной ветви власти в регионах.

Разница есть и немаленькая, но жизнь практическая тем и отличается от теории, что сама расставляет акценты. Анализируя события в регионе, мы можем смело сказать, что заксобрание  – настоящий  региональный парламент. И доказательств в подтверждение этому тезису немало.

Роль заксобрания в регионе, конечно, четко прописана с точки зрения закреплённых за ним полномочий, но есть еще одна важная вещь: все, как известно, познается в сравнении, и полномочия заксобрания важны не сами по себе, а именно в сравнении с другими структурами в нашей политической системе на региональном уровне. Поэтому заксобрание по политическому весу и возможностям реально влиять на жизнь в регионе весьма отличается от его предшественника – областного совета народных депутатов, который мог многое декларировать, но мало на что реально повлиять.

Мечтой провозвестников демократии была система сдержек и противовесов, которая должна дать возможность развиваться, но исключить возможность злоупотребления властью. Законодательное собрание Новосибирской области в этом смысле являет собой уже на протяжении нескольких созывов пример, на который стоит равняться. Заметим, что далеко не во всех соседних с Новосибирской областью регионах этим могли бы похвастаться.

Как отмечают политологи, парламент должен представлять интересы населения, всех социальных слоев и групп и отражать их при осуществлении законодательной деятельности и выполнении других своих функций. Активная работа депутатского корпуса по защите интересов населения области привела к тому, что Новосибирской области так и не удалось навязать крайне невыгодную для нее «мусорную» реформу. Нет смысла напоминать подробности, которые всем памятны – главное состоит в том, что несмотря на давление различных сил депутаты твердо обозначили свою позицию и не отступили. Сейчас то же самое происходит вокруг концессии по строительству поликлиник для областного центра, которая благополучно проваливается.

Если использовать знаменитый термин покойного премьера Черномырдина, можно сказать, что «разгуляться» здесь уже не получится. В этом смысле стоит запомнить число 44. Именно на  столько миллиардов (!) изначально концессионеры, взявшиеся за строительство четвертого моста в Новосибирске, хотели нагреть областной бюджет! И они не смогли этого сделать только благодаря принципиальной позиции заксобрания. Это к вопросу о том, зачем нам вообще нужны депутаты.

Любой грамотный эксперт скажет, что стабилизация ситуации на территории есть следствие коллективной формы представительства интересов. Но представлять их тоже надо научиться! В новосибирском заксобраниии эту науку освоили быстро. Былые громкие партийные баталии с выходами из зала и криками с мест сменились  кропотливой работой в комитетах и комиссиях, после которой исчезает желание прибегать к эскападам. Андрею Шимкиву удалось выстроить работу депутатского корпуса на новых началах, при этом не забывая об опыте предшественников. Галерея портретов руководителей представительного органа области в очень разные времена – наглядное свидетельство уважения не только к своей истории, но и соблюдения необходимой преемственности. Презентации районов перед сессиями – знак того, что никто не делит регион  на мегаполис и «все остальное».

Такой подход к работе привел к еще одной важной вещи: заксобрание по сути превратилось в переговорную площадку, где без лишнего шума обсуждаются наиболее значимые вопросы. Если кто забыл, то известное политическое соглашение Андрея Травникова и Анатолия Локтя, которое в просторечии именуют «пактом Травников-Локоть», было заключено именно в здании заксобрания, а гарантом выступил его председатель Андрей Шимкив. Можно рассуждать, что было бы, если бы этого соглашения не было, но сегодня очевидно, что оно обеспечило региону стабильность и продолжает действовать, поскольку доказало свою жизнеспособность.

Весьма показательно, что трое из четырех нынешних депутатов Государственной думы, избранных в одномандатных округах, прошли школу законодательного собрания. Виктор Игнатов, Олег Иванинский и Александр Аксененко набирались опыта в региональном парламенте, прежде чем выйти на уровень федеральный. Сам по себе этот факт уже говорит немало о том, наколько авторитетным институтом является в области заксобрание.

Согласимся, что в жизни функции регионального парламента гораздо многочисленнее тех, что зафиксированы официально. Этого, как принято выражаться, требует жизнь, а с нею, как известно, не поспоришь. Известный русский правовед, один из основоположников конституционного права России Борис Чичерин объяснял, что парламент именно потому получил название представительного органа власти, что он должен быть «верным выражением страны». Региональный парламент должен быть верным выражением региона, В Новосибирской области эта истина нашла свое подтверждение.

Владимир Кузменкин

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *