Выше нос! О новосибирских больничных клоунах

Фото: Сергей Завражных

Медицина хорошего настроения: как клоуны помогают выздоравливать маленьким пациентам.

Жизнь Алисы началась с ДТП.

— Мы выезжали из роддома и сразу попали в аварию, — рассказывает мама Алисы Любовь Казаковцева. – И вот уже пять месяцев мы всё время – по больницам. У дочки – перелом черепа в двух местах.

Сейчас Алисе пять месяцев. В детское отделение Федерального Центра нейрохирургии Новосибирска она с мамой приехала из села Панкрушиха Алтайского края. Сюда девочку направили на операцию из краевой больницы в Барнауле.

Сегодня у Алисы – нежданные гости: в палату тихонько стучатся настоящие клоуны. Девочка встречает их сначала настороженно. Но уже через пару минут она начинает улыбаться. Добрые шутки да мыльные пузыри делают своё благотворное дело: ну, как перед ними устоять и не рассмеяться?

 

Маленькая Алиса Казаковцева с мамой Любовью

— Для детей это очень хорошо, что приходят клоуны, развлекают детей. Отвлекают маленьких пациентов от больничных будней. Скажу даже по своей малышке – она очень радуется. А радости здесь часто и не хватает. Так что детки – в восторге от встречи с клоунами, — говорит Любовь Казаковцева. – На завтра у нас назначена операция. Алиса-то ещё этого не понимает, но всё равно чувствует моё тревожное настроение. Так что это неожиданное представление нам в радость.

Клоуны прощаются с Алисой и осторожно приоткрывают дверь в следующую палату. Здесь детей нет, на кровати в одиночестве сидит Алёна Березовская. Её ребёнка только что прооперировали. Но это не повод, чтобы отказаться от клоунады. И клоуны стараются: шутки уже более «взрослые». И когда они напоследок изображают лошадь и кучера, Алёна искренне улыбается. Психологическая разгрузка родителям нужна точно также, как и детям.

Александра Николаева (слева) и Надежда Милашина

Знакомимся с клоунами. Надежда Милашина – профессиональная артистка, но в театре сейчас не работает. Преподаёт актёрское мастерство в детской школе искусств. У неё – четверо детей.

— У меня родился ребёнок с определёнными особенностями здоровья, — рассказывает Надежда. – И я узнала, что есть такое прекрасное дело — помогать творчеством больным детям. Всё это делается на добровольных началах с минимальной компенсацией труда. Но, конечно, хочется, чтобы это стало настоящей профессией. Ведь больничному клоуну нужно быть и педагогом, и психологом, и артистом.

Больничные клоуны работают в парах. В лечебные учреждения они приходят регулярно. А объединяет эту когорту волшебников хорошего настроения в Новосибирске автономная некоммерческая организация социально-культурной реабилитации детей «Больничные клоуны НОС».

Напарница Надежды сегодня — Александра Николаева. Она попала в команду пять лет назад.

— Получилось случайно, — вспоминает Александра. – Зашла посмотреть, что это такое. И это дело меня заворожило.

— А кем вы работаете?

— Преподаю русский язык и литературу в средних классах.

— А ваши подростки в школе знают, чем вы занимаетесь в свободное от преподавания время?

— Да, но им, по-моему, — всё равно. У них свои, подростковые, дела. У меня трое своих детей, и я хорошо это понимаю.

— Откуда силы-то берутся и своих детей растить, и в школе преподавать, и столько энергии в клоунское мастерство вкладывать?

— А знаете, это очень важно – найти свою компанию единомышленников. И наше постоянное обучение, совершенствование всевозможных навыков, тренинги, общение и дружба в Доме клоунов, работа с детьми и взрослыми на самом деле дают очень много сил для дальнейшей жизни. Но что-то мы заговорились. Пора к детям.

Надежда и Александра идут по больничному коридору и настраиваются на работу: постукивают по стенам шутовскими палочками, перешёптываются интуитивно возникающими шутками и осторожно, даже с некоторым видимым трепетом, заглядывают в очередную больничную палату. А мы с фотокором, заметив работающий монитор, выдающий в онлайн-режиме показания о состоянии тяжело больного ребёнка, остаёмся снаружи. Рассматриваем детские рисунки, которыми украшено детское отделение. Стерильную больничную тишину изредка нарушает детский плач.

Знакомимся со старшей медицинской сестрой отделения Галиной Михайловной Меняйкиной. Она работает в Центре уже десять лет, со дня его открытия.

— Клоуны приходят в наше отделение регулярно уже много лет подряд, с 2013 года, — рассказывает она. — И во время коронавирусной пандемии, когда в отделение их пускать было нельзя, мы очень страдали. Они ведь находят индивидуальный подход к каждой маме, каждому ребёнку любого возраста. Это дорогого стоит. И нам становится работать намного легче. Ведь послеоперационные пациенты – это всегда боль, всегда риск сильной депрессии, детской замкнутости, страха абсолютно всего окружающего мира, боязнь белых халатов в том числе. Клоуны помогают детям и взрослым, если и не перебороть эти психологические страхи в одночасье, то хоть немного их нивелировать. Позитивные ноты, которыми пронизано творчество клоунов, несомненно способствуют выздоровлению. Для очень многих наших маленьких пациентов болезнь приходит неожиданно. Это шок и для взрослых, и для детей. И очень важно помочь им вернуться к нормальной жизни.

Галина Меняйкина

В Федеральный Центр нейрохирургии пациенты поступают с самыми различными диагнозами: это и опухоли головного и спинного мозга, и врождённые заболевания (эпилепсия, гидроцефалия), и всевозможные травмы… Здесь лечат все нейрохирургические патологии.

— Чтобы вы понимали, насколько медики верят в целебные свойства хорошего настроения, скажу, что мы ходили с клоунами даже в реанимацию, — говорит Галина Михайловна. – Бывает, дети длительное время лежат в реанимационной палате. И сами реаниматологи признают, что такие посещения очень важны для маленьких пациентов. Практически два года из-за пандемии клоуны к нам не заходили. И мы почувствовали, что мы без них, как без рук. Но они своё дело и во время коронавирусных ограничений не бросили. Выступали под больничными окнами. И дети их ждали с нетерпением.

Больные дети размещаются в Центре в отдельных палатах вместе с родителями. Детское отделение рассчитано на одиннадцать пациентов. Палаты обычно все заняты, ведь сюда направляют детей не только из Новосибирской области, но и из других регионов.

Татьяна со своим сыном Глебом приезжает в Новосибирский Центр нейрохирургии из города Байкальска Иркутской области уже в пятый раз: операция, обследование, повторная операция, снова обследование. И клоунов они видят здесь не впервые.

Глеб клоунов не боится

— Здесь, конечно, очень комфортно и детям, и взрослым, — говорит Татьяна. – И то, что клоуны здесь работают – тоже очень здорово. Дети радуются, и мамам тоже становится легче.

Клоуны во время нашего разговора придумывают всё новые и новые проделки. А восьмилетний Глеб вдруг прячется под одеяло.

— Глеб, тебе страшно?

— Нет, — выглядывает он и смеётся. – Не страшные клоуны…

Понятно, что клоуны специально создают такой образ, чтобы ничем не оттолкнуть детей. Так что, они действительно не страшные. И – бесстрашные. Далеко не каждому хватит духу заняться лечением детской души.

— У нас нет каких-то заготовленных номеров, — делится секретами больничной клоунады Надежда Милашина, — и каждый раз рождается новая игра между мной, партнёром, ребёнком и медперсоналом. Поэтому важно просто быть открытыми для людей, не навязывать своё мнение, свои чувства.

— Стараемся аккуратно, понемножку менять больничную атмосферу, — добавляет Александра Николаева. – Мы всегда очень тихо заходим в палату. Всегда спрашиваем разрешения войти. Если мы видим, что ребёнок не хочет наших игр, то просим хоть чуть-чуть поиграть. И смотришь – через несколько минут ребёнку становится приятно. Значит, нам удалось ему помочь. Мы приходим, чтобы дать ребёнку душевную свободу. Дети и родители находятся здесь в сжатой, спрессованной атмосфере. Какой бы хорошей не была больница, для пациентов это всё равно – стресс. И мы приходим для того, чтобы человек мог хоть немного выдохнуть, прийти в себя. И для этого он не обязательно должен смеяться. Да у нас и нет цели – рассмешить, добиться безудержного смеха. Наша цель – чтобы людям становилось легче переносить выпавшие на их долю испытания.

Медициной хорошего настроения десятый год в Новосибирске занимается Надежда Бочкарёва. Она – бессменный руководитель АНО «Больничные клоуны НОС». Как удаётся на протяжении столь долгого времени не только сохранять, но и развивать добровольческую помощь в городе?

— Был период, когда мы работали исключительно, как волонтёры. И поняли, что на этом долго не продержишься, — признаёт Надежда Бочкарёва. – Сейчас к нам приходят, те, кто старается быть профессионалом своего дела. За свою работу они получают небольшую компенсацию. Как они сами признаются, её хватает, чтобы доехать до больницы и обратно. Нам в итоге удаётся несколько направлений. Среди них есть и чисто волонтёрские. Например, — роспись стен в детских больницах. В основном этим занимаются добровольцы, совершенно бесплатно. Небольшую компенсацию получают только куратор и главный художник. В этом году проект реализуется при поддержке частной компании. А ещё у нас работают ребята, которые пять дней в неделю приходят в детскую больницу скорой медицинской помощи, а по выходным – в отдельный корпус этой же больницы (отделение неврологии) и занимаются творчеством с детьми — наши детские координаторы. За свою работу они получают достойную зарплату. Оплачиваются и домашние визиты к детям с паллиативным статусом здоровья. Поймите, люди не могут безо всякой компенсации из года в год работать, им ведь тоже на что-то жить надо. Вот мы и стараемся хоть как-то компенсировать их затраты. Но никакой коммерческой выгоды в этом нет. Да, людям нравится быть клоунами, получать эмоциональную отдачу от детей, от своего дела. Но заработать на этом не получается.

Надежда Бочкарёва. Фото: АНО «Больничные клоны НОС»

— За счёт чего же в итоге живёт ваша организация?

— Много лет подряд мы выигрывали гранты президентского фонда. С их помощью и реализовывали проекты. Нам выделяли средства из фонда президентских грантов. В этом году ситуация изменилась. В конкурсе наш проект не набрал нужное количество баллов, поддержку мы не получили. Но нас тут же выручила мэрия Новосибирска. Нам дали хорошую субсидию от департамента социальной политики на два проекта. Она позволяет дальше развивать такие направления, например, как домашние визиты к больным детям и людям старшего возраста в учреждения. Плюс к этому, мы проводим различные городские акции, благотворительные средства от которых также идут на развитие нашей деятельности. С февраля этого года, к примеру, мы провели два крупных мероприятия. Первого апреля в кинотеатре «Победа» прошла акция «Клоуны детям». В программе был благотворительный кинопоказ в пользу организации, мастер-классы по клоунаде от наших мастеров, выставка детских рисунков, нарисованных детьми прямо в больнице вместе с нашими детскими координаторами, и небольшим перформансом. А в конце июля организовали благотворительный концерт «Рок-музыканты – больничным клоунам» совместно с кабаре-кафе «Бродячая собака». Вот такими маленькими шагами мы и стараемся приблизить людей к пониманию того, что благотворитель – он же и донор. И когда наши клоуны приходят к детям они не только делятся с ними частичкой своей души, но и сами получают помощь от детей, заряжаются их энергетической искренностью. Получается некий двойной выигрыш от такой работы. А то и тройной – когда от этого общения начинают получать пользу и другие люди.

— О каких новых мероприятиях сегодня мечтаете, что в ближайших планах?

— До пандемии шесть лет подряд мы проводили городской семейный праздник «Выше нос!». Он ежегодно собирал свыше двух тысяч жителей Новосибирска в Нарымском сквере. Это было свободное открытое творческое пространство для людей с различными возможностями здоровья. Сейчас, конечно, хотим возродить такие семейные общегородские встречи…

Кирилл Путинцев

Из палаты выезжает коляска с восьмилетним подростком. У Кирилла Путинцева – детский церебральный паралич. Сегодня его выписывают после очередных процедур.

— Как себя чувствуешь?

— Хорошо. Домой еду!..

Чтобы помочь АНО «Больничные клоуны НОС», можно перейти по этой ссылке.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *