«Торжество необыкновенное». Запуск первых станций метро в Новосибирске: как это было

Участники церемонии открытия первой линии Новосибирского метрополитена в вагоне первого поезда метро 7 января 1986 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области

Участники церемонии открытия первой линии Новосибирского метрополитена в вагоне первого поезда метро 7 января 1986 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области

Инженер службы движения Новосибирского метрополитена Татьяна Гришкан, которая работает в подземке с 1985 года, поделилась воспоминаниями о запуске первых станций метро в столице Сибири.

В 1985 году метро только строилось, станции ещё не были открыты, однако подбор и обучение кадров уже велись. «В Новосибирске никто понятия не имел, что такое метрополитен, — рассказывает Татьяна Гришкан. — Приходилось набираться опыта в подземках, которые уже существовали: в Харькове, Минске и Москве». Коллеги из других городов делились документацией, объясняли на что лучше обратить внимание в работе. У них узнавали, какие специалисты должны быть в метро, и как их надо обучать.

«До этого я работала в управлении Железной дороги. Пригласили в метро. А это дело было новое, интересное, — делится своей историей Татьяна Гришкан. – Тогда только формировались коллективы: набирали все основные службы. Старались брать людей по большей части с железной дороги. Это родственные организации, хоть и отличаются. Мы набирались нового опыта. Я к тому времени уже поработала и на железнодорожной станции, и в управлении железной дороги. Но всё равно метро – это было совершенно новое дело. Мы привыкли работать по одним стандартам и правилам, а тут они были во многом другие. Появились определенные инструкции. Приходилось всё познавать, самому учиться и учить коллектив».

Новосибирское метро было первым в Сибири. Его появление вызвало огромный ажиотаж. «Это был настоящий праздник для новосибирцев, — вспоминает Татьяна Гришкан. — И тем, кто пришел туда работать, было очень интересно. Мы так горели этим делом! Так готовились к пуску! Это был очень торжественный момент».

Участники церемонии открытия первой линии Новосибирского метрополитена на платформе станции метро «Площадь Ленина» 7 января 1986 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области

«Я всю жизнь прожила в Новосибирске. И события равного пуску первых пяти станций метрополитена я не знаю: ни до того, ни после. Торжество необыкновенное, – продолжает рассказ Татьяна Гришкан. — Это было такое радостное событие для жителей города! Это же Сибирь: морозы, с транспортом было очень плохо, а город по размеру, наверное, третий в стране, много отдаленных районов. Добраться на работу, в садики, в школы было очень сложно. И метро очень ждали: спустился – тепло, 15 минут – и ты на месте».

Как рассказывают очевидцы тех событий, запуск метрополитена очень много значил для жителей Новосибирска, поэтому оно было принято с вдохновением и воодушевлением. Татьяна Гришкан  вспоминает: ажиотаж был таким сильным, что первые дни невозможно было зайти на станции, потому что у входов стояли толпы. «Мы порциями людей запускали, чтобы не произошло несчастного случая, и все вошли на платформы», — рассказывает она. Причем поезда начали ходить ещё до пуска: официальный запуск состоялся 7 января, но пробные поезда пошли раньше. Поэтому все, кто имел в метро знакомых, хотели попасть туда заранее. Так что даже на пробных поездах уже перевозили людей и показывали им, что такое метро.

В метрополитене было много нового для самого города. Например, эскалаторы. «Это сейчас в каждом торговом центре эскалаторы есть. А тогда же и их не было! – рассуждает Татьяна Гришкан. — Именно в метрополитене появились первые в Новосибирске эскалаторы. И потом уже, когда ставили их в торговых центрах, мы обучали: как их монтировать, эксплуатировать, ремонтировать».

Фото: Государственный архив Новосибирской области
Установка ребристых плит перекрытия на эстакаде метромоста 4 июня1985 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области

Главное же, что дало новосибирцам метро – это возможность быстро добраться с одного берега Оби на другой. «У нас же сразу было очень умное проектирование: соединили левый и правый берег, — поясняет Татьяна Гришкан. — Даже когда только первые пять станций появились, уже можно было без пробок, без проблем, без холода, ветра, снега и дождя добраться до другого берега. Это было очень большое благо для всех жителей Новосибирска».

Общий вид строящегося входа на станцию "Площадь им. Гарина-Михайловского" Новосибирского метро 2 ноября 1987 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области
Общий вид строящегося входа на станцию «Площадь им. Гарина-Михайловского» Новосибирского метро 2 ноября 1987 года. Фото: Государственный архив Новосибирской области

Позже, со временем, метро перестало восприниматься как какое-то чудо и стало привычным. И теперь уже новосибирцы просто не представляют себе жизни без подземки. Хотя запуск каждой новой станции – это всегда праздник. А появилось их с тех пор немало: сначала новая ветка, которая позволила ездить на железнодорожный вокзал. Потом станция «Площадь Маркса», которая облегчила жизнь левобережцам. А потом и «Заельцовская»: на площади Калинина много крупных промышленных предприятий, работникам которых было сложно добраться домой после работы, поэтому таким новшеством они оказались очень довольны. Потом стали продлять Дзержинскую ветку. А скоро горожан ждёт ещё одно такое событие – открытие станции «Спортивная».

«Конечно, отношение к метрополитену бывает разное. Всегда есть и недовольные. Например, многие хотят, чтобы поезда ходили и ночью. Но метро и так работает без остановки. В этом небольшом временном «окне» ведется текущий ремонт и работы по обеспечению безопасности, — говорит Татьяна Гришкан. — Но в основном все очень благодарны нашим работникам. Ведь главное, что всегда остается неизменным, это то, что мы перевозим людей: быстро, безопасно, по графику, в тепле и чистоте».

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *