Баска: террористка Анна Диковская похоронена на Заельцовском кладбище в Новосибирске

Ее звали Анной, но в своей среде она была известна как Баска. Рожденная в Марийском селе, она часто употребляла в своей речи словечки из своих мест. «Баско», — говорила Анна о цветущей яблоне. «Баская», — говорила она о стройной девушке с милым личиком. «Баско» — значит «красиво». Так и обрела Анна Диковская подпольную кличку Баска.

Она и сама была красивой женщиной… Но прославилась она не этим.

Баска была террористкой, мастером взрывного дела и цареубийцей. И пусть не она лично метнула бомбу под ноги государю — она была напрямую причастна к этому преступлению.

А почему вы читаете эту статью не в марийской и не в петербуржской газете, а в новосибирской? Об этом — в финале повествования.

Родилась Анна в 1856 году, в семье православного священника. Место ее рождения — село Тумьюмучаш, на тот момент бывшее частью Вятской губернии, а ныне входящее в республику Марий Эл.

С детства Анна была девочкой умной, способной и энергичной. Первые ростки революционных идей появились в душе будущей Баски благодаря общению с вятскими крестьянами. Она видела, как плохо живут простые люди в России, как угнетает их непосильный труд, и невольно задавалась вопросом: «Как изменить их жизнь к лучшему?»

Но революционеркой, как писала Анна в своих воспоминаниях, ее сделала классная дама из епархиального училища, где Диковская получала специальность «Домашняя учительница». И получила успешно, ее диплом по нынешним меркам назвали бы «красным». Все предметы она знала на «отлично».

Анна Дмитриевна Кувшинская, преподававшая в училище, отбирала самых любознательных девочек курса и читала им тайно пронесенную революционную литературу. «Сеяла семена нигилизма», как написали в доносе на нее четыре года спустя…

Запрещенные книги в то время достать было не так-то просто. Жандармы рьяно и успешно охотились на подпольные типографии и на распространителей подобной литературы, но Кувшинская, тем не менее, создала в епархиальной гимназии успешно функционировавший подпольный кружок чтения из своих учениц.

Девочки читали книги тайком, на неинтересных им уроках. Собирались ночью в библиотеке, когда все уже спали, и читали при свете свечей. Читали и обсуждали… Нигилизм, быт рабочих и крестьян, царские реформы, оказавшиеся бесполезными и никак не повлиявшие на жизнь простых людей. Обсуждали, что со всем этим делать, как сделать жизнь в стране лучше…

Закончив училище в 1872 году, Диковская устроилась на работу учительницей в сельской школе и тут же пошла по стопам своей наставницы, распространяя среди местных крестьян запрещенную литературу, за что и была арестована полтора года спустя.

После двух лет ожидания и более чем годичного судебного процесса была отпущена под поручительство адвоката, а скоро и полностью оправдана судом и выслана обратно в Вятскую губернию в январе 1878 года. Оттуда она вскоре бежала в Петербург, перейдя на нелегальное положение, обретаясь по съемным квартирам и живя по поддельным документам.

В Петербурге Диковская вступила в революционную партию «Народная воля», а уже в ней — стала членом террористической организации «Свобода или смерть», вынесшей смертный приговор императору Александру II.

Баска хотела действовать. Хотела своим примером, посредством терроризма, показать, что изменения в стране возможны. Рыба гниет с головы, значит, эту самую голову нужно отрезать. Взорвать… В метатели бомб она не годилась — на эту роль брали крепких мужчин, способных бросить взрывное устройство далеко и метко, поэтому Баска отучилась на взрывника, и с самого начала существования группы, с мая 1879 года, все бомбы изготавливались либо самой Баской, либо при ее непосредственном участии.

В своих воспоминаниях Диковская сетует на инертность крестьян, с которыми ей довелось говорить в свою бытность учительницей. Все разговоры о том, что надо что-то менять, упирались в их «Не нами это началось, не нами и кончится». Люди жили плохо и бедно, но привыкли к этой жизни. Жили по принципу «Пусть все идет, как идет!»
Баска с этим принципом была не согласна категорически.

Все вы прекрасно помните из уроков истории в средней школе о взрыве в Зимнем дворце в феврале 1880 года. Народоволец Степан Халтурин устроился туда плотником по поддельным документам. Жил он в подвальном помещении, через этаж от столовой, где обедал государь.

Медленно, по частям, Халтурин протащил в свою каморку порядка 30 килограмм динамита, сделанного Баской и ее товарищами. Вдумайтесь только: 30 килограмм динамита несколько недель просто лежали в святая святых императорской власти России! Каморку Халтурина неоднократно обыскивали, но обыск проводился для галочки. Видимо, проверяющий входил в комнату, обшаривал ее глазами и уходил… Что чувствовал при этом террорист, в сундуке которого вместо вещей лежали 30 кило смертоносной взрывчатки, — могу только предполагать.

Динамита нужно было много, потому как каморка находилась в подвале, над ней было караульное помещение, и лишь на втором этаже — столовая… Народовольцам предстояло разнести два этажа Зимнего дворца…

Динамит был взорван с помощью запального шнура. Время было рассчитано идеально. Взрыв был настолько силен, что обрушил полы караулки, но… Покушение провалилось бы в любом случае. Зимний строили на совесть, поэтому в столовой лишь подбросило столы и сорвало люстру. Но царя там все равно не было. К обеду ждали принца Гессенского, а его поезд опоздал на полчаса. Государь как раз встречал высокопоставленных гостей и собирался вместе с ними обедать…

А вот следующая попытка покушения увенчалась успехом. Эта дата прочно вошла в историю России… 1 марта 1881 года.

Народовольцы заминировали Каменный мост, собираясь взорвать его в момент проезда царской кареты, но император изменил маршрут и поехал другим путем.

Баска была одним из тех, кто отслеживал путь царской кареты и подавал сигнал о том, куда она направилась. Следуя указаниям товарищей, бомбометатели выдвинулись на набережную Екатерининского канала… Там все и произошло.

Первая бомба была брошена неудачно. Были ранены казаки конвоя, но сам царь не пострадал. Однако, несмотря на протесты охраны, Александр II вышел из кареты, чтобы поговорить с задержанным террористом…

И тут ему под ноги бросил бомбу Игнатий Гриневецкий… Он-то и вошел в историю как убийца императора, но… Не будем забывать, кто именно сделал ему взрывное устройство.

Всех членов организации «Свобода или смерть» задержали в течение нескольких дней после убийства императора. Был суд, в исходе которого никто не сомневался. Всем подсудимым был вынесен смертельный приговор, но вскоре, по высочайшему повелению Александра III, взошедшего на престол, для некоторых народовольцев приговор был заменен на пожизненную карторгу.

Вероятнее всего, главной причиной замены приговора для Баски стало то, что в то время она была беременна… В тюрьме же она и вышла замуж за Моисея Диковского, сделав свою фамилию двойной.

С августа 1883 года для Баски и ее сына началась вечная каторга… Их этапировали в Сибирь, где Диковская сумела передать ребенка одному из своих товарищей по «Народной воле», оставшемуся на свободе.

В 1894 году в честь коронации Николая II многим политическим заключенным дали амнистию. Попала под нее и Баска, вечная каторга которой была заменена на 20-летнюю…

В декабре 1904 года, формально — свободная, но находящаяся под надзором жандармов, она бежала в Москву, где вступила в партию эсеров. Позже внесла свой вклад в первую русскую революцию, но уже в 1905 году снова была арестована, и отправлена в читинскую тюрьму, где провела 8 месяцев. Была освобождена и с 1907 по 1917 годы жила в Чите, работая учительницей и продолжая распространять запрещенную литературу…

Ну а после 1917 года из террористки она превратилась в знаковую революционную фигуру, приглашенную новой властью в Москву. Правда, в силу возраста и основательно подпорченного тюрьмами здоровья, участие Якимовой-Диковской в политической жизни ограничивалось только помощью в издании журнала «Каторга и ссылка».

Ну а в ноябре 1941 года, когда фашистские танки стояли в нескольких часах хода от Москвы, Баску, как и многих других, снова отправили в Сибирь. Уже не в ссылку, а в эвакуацию… В Новосибирск.

В нашем городе она и умерла. 12 июня 1942 года.

Вот такая вот спорная, но очень яркая и значимая для российской истории личность похоронена на Заельцовском кладбище. Террористка, взрывник, легенда революции. Относиться к цареубийце можно по-разному, но не признавать огромной внутренней силы Баски, однажды собиравшей по комнате оторванные пальцы своего товарища, менее успешного в работе с взрывчатыми веществами, чем она сама, невозможно.

Кирилл Кудряшов,
писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *