Чистота — залог победы!

Только в 1942 году железнодорожники Томской и Омской магистралей отправили на фронт четыре поезда-бани.

Начало 1942 года было, пожалуй, самым трудным периодом всей Великой Отечественной войны для нашей страны. Первый крупный натиск непобедимой прежде немецкой военной машины Вермахта был успешно отбит под Москвой. На это ушла уйма сил и людских жизней. А надо было еще накопить энергии, чтобы дальше гнать врага с родной земли. В этих условиях на помощь действующей на полях сражений армии пришел трудовой тыл и, в частности, железнодорожники.

Как поднять боевой дух бойца?

Как известно, во время войны солдата, вдобавок к вражеским снарядам и пулям, подстерегают всяческие напасти бытового профиля. В окопах негде толком поспать, подшить и постирать одежду, наконец, элементарно вымыться с мылом в горячей воде. Как известно, такие нелицеприятные вещи, как вши и чесотка, боевого духа не прибавляют.

Зная о фронтовых трудностях своих товарищей, в преддверии первой военной зимы 1941-1942 годов, железнодорожники Московского узла Октябрьской дороги объявили о своем новом почине — построить для Красной Армии несколько десятков поездов-бань и санитарно-прачечных поездов. Наркомат путей сообщения одобрил эту инициативу, также поддержанную на всех железных дорогах страны. На Омской и Томской западно-сибирских магистралях прошли массовые митинги, на которых было заявлено о том, что сибирские железнодорожники в скором времени окажут фронту всестороннюю помощь, в том числе и в обеспечении «чистоты на колесах».

Всего за два года войны железнодорожники страны построили для воинов Красной Армии 18 прачечных и дезинфекционных поездов, 58 поездов-бань, которые, по словам самих фронтовиков, очень способствовали поднятию патриотизма и стойкости среди красноармейцев. Как говорится — в чистоте и не в обиде.

На фронте и в тылу

Особая роль в укомплектовании сибирских поездов-бань была возложена на женщин-железнодорожниц. Очень часто на место ушедших на фронт мужчин вставали, оставив обучение в школе, девушки-подростки. На женскую часть коллектива вагонных депо, где и строились поезда-бани, было возложено обеспечение уходящих составов полотенцами, мылом, бельем, то есть создание комфорта и уюта, столь редкого на прифронтовой полосе.

По словам сотрудников Выставочного центра Омских железнодорожников — война стала проверкой для каждого железнодорожника и для членов его семьи. Многие локомотивные бригады омичей работали в прифронтовой полосе, недалеко от передовой. В годы войны постановлением Государственного Комитета Обороны были созданы колонны паровозов особого назначения. У таких бригад было оружие, они возили грузы прямо в зоны боевых действий. Военно-эксплутационные предприятия занимались восстановлением железнодорожных путей, депо и других объектов. В комнате славы Омского эксплуатационного локомотивного депо хранятся свидетельства трудовых заслуг омских бригад: железнодорожники боролись за увеличение перевозок, вес и скорость поездов, экономили уголь и драгоценное время, снижали простой паровозов в ремонте, водили составы-«тяжеловесы».

— Великая Отечественная война стала настоящим испытанием на прочность также и для всех работников вагонного депо на станции Омск-Сортировочный, — поясняет Юрий Муспак, хранитель комнаты славы депо. — Несмотря на сложные экономические условия, напряженный трудовой график и душевную боль за свою великую Родину, деповчане делали все возможное для стабильного выполнения плановых заданий и исполнения чрезвычайных заказов военного времени. Например, в 1942 году под руководством начальника депо Николая Олейника в кратчайшие сроки был построен поезд-баня для обслуживания фронтовиков.

В 1942 году омичи отправили на фронт сразу два поезда-бани. Машинистом одного из них являлся Михаил Калибенко. Его поезд состоял из восьми вагонов и располагался обычно в 10 километрах от передовой. В течение часа поезд пропускал до 80 человек. За это время бойцы успевали постричься, побриться, помыться и получить чистое белье. За год работы один поезд-баня обслуживал около 200 тысяч бойцов и командиров. «Можно представить, с какой радостью их ждали и встречали бойцы с передовой! А в нашем небольшом музее хранятся подлинные экспонаты того времени: солдатское белье, бритвенные станки», — отмечает хранитель комнаты славы железнодорожников.


Прибавить и умножить

Кстати, в апреле 1942 года один из мастеров Омского вагонного депо — Аркадий Шанин — был награжден грамотой Сибирского военного округа за подготовку поезда-бани. Это было одной из высших форм одобрения труда работника депо военной поры. В те времена в СССР на всех предприятиях действовала система под названием МПЭЭ. Методика поощрения экономической эффективности, согласно которой премии получали мастера и рядовые работники за внесенные рационализаторские предложения и усовершенствования в работе, а не их руководство. Естественно, это отражалось на производительности и качестве труда. Советские железнодорожники работали намного эффективнее своих зарубежных коллег в Германии и США. Та же система поощрения применялась и на фронте: кроме большого внутреннего желания разбить врага у советских воинов был еще и солидный материальный стимул.

Что же касается того, чем был поезд-баня военных лет, то здесь достаточно привести краткий перечень того, что в него входило, и сразу станет ясно, что оборудовать такой поезд — задача не менее сложная, чем строительство бронепоезда. Просто сделать «привозимую горячую воду на колесах» было недостаточно. Нужна была качественная баня, способная дать бойцу ощутить себя чистым, как новорожденный младенец, и предоставить возможность отдохнуть от ужасов фронта хотя бы на несколько часов.

Так выглядел поезд-баня по воспоминаниям принимавших строительство военных санитарных врачей: «Мы обходим вагоны, полные запаха свежего леса и стружек. Плотники трудятся у верстаков.

Кровельщики обшивают тугие листы оцинкованного железа. Вот вагон-кладовая для грязного белья и вагон для белья чистого. Затем — вагон-раздевалка. Дальше — душевая. Большой вагон-парная.

Дезинфекционная камера для верхней одежды. Вагон-клуб и парикмахерская».

В общем, всё в таком поезде выглядело удобным и добротно устроенным. Вплоть до вышитых полотенец и занавесок на окнах вагона-клуба. Все делалось с любовью руками железнодорожных плотников, электриков, слесарей и женщин-мастериц. На службе в армии солдат, как известно, пуще всего ждет банного дня. На фронте это желание только усиливается. Ну а чистый телом и помыслом воин всегда будет бить вражеских оккупантов с удвоенной энергией. Не зря в письмах с фронта бойцы не раз выражали благодарность за такое чудо, как железнодорожные бани на передовой.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *