Метро-оптимизм Новосибирска

Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло. Фото Евгения Анисимова

Последний раз новую станцию метрополитена в Новосибирске открыли в 2010 году. Дальше дело не идёт, констатируют депутаты Законодательного Собрания региона.

Планы по развитию Новосибирского метрополитена до 2030 года озвучил министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский за круглым столом в Законодательном Собрании Новосибирской области. В обсуждении проблематики развития городской подземки приняли участие члены областного правительства, чиновники мэрии, депутаты Госдумы и регионального парламента горсовета Новосибирска.

Как сообщают в Заксобрании НСО, в первоочередном порядке дальнейшее развитие метро предполагается за счёт актуализации проекта по продлению Дзержинской линии метрополитена: от станции «Золотая Нива» до станции «Молодёжная» с промежуточной станцией «Гусинобродская». МП «МЕТРО МИР» в январе 2022 года завершена корректировка сметной стоимости строительства в ценах на четвёртый квартала 2021 года. Средств придётся затратить немало: 20,4 миллиарда рублей.

По информации министра Анатолия Костылевского, для начала продления Дзержинской линии необходимо за счёт средств местного бюджета осуществить реконструкцию, вынос инженерных сетей в зоне строительства, выполнить проектно-изыскательские расчеты для возведения метродепо «Волочаевская». Министр пояснил и сложную историю с экспертизой, не раз становившуюся темой острых дискуссий:

— Достигнуты договорённости о том, что Главгосэкспертиза принимает на рассмотрение проектно-сметную документацию без подтверждающих документов в плане финансирования – просто по сопроводительному письму губернатора Новосибирской области. Но при одном условии. В Главгосэкпертизе сразу заявили, что невозможно достраивать Дзержинскую линию без достройки левого перегонного тоннеля. Только при условии выдачи одновременно двух экспертиз приняли в работу данные документы, — сообщил подробности Костылевский.

Заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов также акцентировал внимание собравшихся за круглым столом на планах. Он уточнил, что по Ленинской линии планом до 2030 года предусмотрены две станции: «Площадь Станиславского» и «Троллейная» в непосредственной близости от большого участка перспективной застройки и реновации этой территории. Также в плане до 2030 года продление Ленинской линии – это станция метро «Северная» на пересечении Красного проспекта с улицей Северной, где идёт застройка больших жилмассивов. Подчеркнув важность строительства второго перегонного тоннеля на Дзержинской линии, Клемешов проинформировал, что мэрией Новосибирска принято решение, и сейчас муниципальное предприятие «МЕТРО МИР» занимается проектированием левого перегонного тоннеля.

— Финансирование будет предусмотрено на 2023 год в бюджете Новосибирска. Есть уверенность, что в 2023 году работы по проектированию левого перегонного тоннеля мы завершим, — заверил Олег Клемешов.

Итак, на продление Дзержинской линии необходимо изыскать двадцать миллиардов рублей. Ещё десять миллиардов рублей потребуется вложить в метродепо. Где взять столько денег? Депутат Владимир Анисимов считает, что необходимо скорректировать схему линий метрополитена, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территории перспективной застройки левого берега, которая оценивается примерно в двести гектаров. По его расчётам, территория реноваций, включающая существенную часть частного сектора Ленинского района, может достигать четырёх миллионов квадратных метров площадей – как жилья, так и объектов различного назначения. И это вполне может сказаться на значительном пополнение бюджета. Естественно, надо продолжать настаивать на более масштабном привлечении федеральных средств, а также заинтересовывать инвесторов к строительству объектов метрополитена. Тем более, что в Новосибирске такой опыт уже есть – при строительстве входных групп на станции «Сибирская».

— Ни за счёт инвесторов, ни за счёт регионального и местного бюджетов метро не построишь, – заявляет депутат Госдумы Ренат Сулейманов. — Председатель Правительства РФ сказал: сегодня субъекты Федерации могут строить объекты инфраструктуры за счёт бюджетных кредитов. На эти цели выделялось по 500 миллиардов рублей в год. Пользуясь этим, Челябинск, Красноярск и Нижний Новгород получили деньги на строительство метро, при том, что в Челябинске, что в Красноярске — метрополитен существует пока на стадии проектирования. Мы вообще предполагаем получить бюджетный кредит? — Задаётся вопросом Сулейманов.

Ситуация с кредитами непростая. Сегодня у региона бюджетных кредитов порядка десяти миллиардов рублей. Плюс — реструктуризация кредитов. А это – ещё 15 миллиардов. Итого — 25 миллиардов, которые регион вкладывает в различные проекты, отметил первый заместитель председателя правительства области Владимир Знатков.

— Если бы мы сегодня имели проектные решения, которые прошли через госэкспертизу, безусловно, в большей степени мы могли бы эти деньги добыть. Но сегодня ещё дверь не закрыта, — сказал Знатков, подчеркнув, что ни в одном городе, кроме Москвы, не строят метро за собственные деньги.

В то же время первый заместитель областного правительства позитивно отозвался о проекте, озвученном за круглым столом:

— Это некий новый подход, который позволяет привлечь деньги бизнеса на социальную инфраструктуру. Помочь с транспортной инфраструктурой, чтобы эти площадки были привлекательными. Это будущее города. Вы знаете, что весь центр достаточно плотно застроен, единственный путь – это окраины города, Новосибирский район. Туда пойдёт жилая застройка.

Первый заместитель председателя Законодательного Собрания НСО Андрей Панфёров ответил тем, кто считает, что нынешняя экономическая ситуация в стране и регионе не для подобных проектов:

— Метро в Новосибирске строилось в сложное время, когда шла афганская война, и денег тоже очень не хватало. Вопрос в умении власти решать те или иные вопросы на федеральном уровне. Строительство метрополитена – это стратегический вопрос. Нельзя, чтобы те, кто этим занимаются, оказались неспособны решать эти стратегические вопросы развития города на десятилетие.

Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания НСО Валерий Ильенко поддержал предложение депутата Вадима Агеенко создать рабочую группу, которая займётся всем комплексом вопросов, связанных с развитием метрополитена Новосибирска.

-Развитие метрополитена в Новосибирске вопрос актуальный. Семьдесят пять миллионов пассажиров перевезено в прошлом году. Цифра говорит сама за себя. Возникает вопрос – а что дальше? Чтобы что-то попросить у федерального центра, ему нужно что-то предложить. Предложение — рассмотреть вопрос в комплексе и привлекать частный бизнес, региональный, федеральный и местный бюджеты. Начатую Дзержинскую линию необходимо закончить, перспективность Ленинской линии для меня также очевидна. Но что – первое, а что – второе, должны сказать эксперты, — подытожил Ильенко.

Итог дискуссии о судьбе Новосибирского метрополитена – депутаты решили создать рабочую группу, которая займётся отслеживанием перспективных предложений. А рекомендации круглого стола направят в областное правительство и мэрию Новосибирска.

Администрация региона предложила рассмотреть мэрии города вопрос о полной передаче полномочий по дальнейшему строительству новых станций метрополитена. Такая мера необходима для положительного заключения по проекту и федерального финансирования.

Кстати говоря, мэрии Новосибирска рекомендовали до 1 января 2023 года детально рассмотреть вопрос о том, чтобы передать полномочия по дальнейшему строительству метрополитена под контроль властей региона.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *