Стахановцы военного времени

Александр Метелкин — двухсотник завода № 644

Помню, в детстве меня удивило выражение «ветеран труда». Понятие «ветеран войны» было мне хорошо знакомо. То был конец 80-х годов, и тех, кто прошёл Великую Отечественную, в живых было ещё много. Со стороны лавочки у подъезда, где сидели старики, часто долетало: «А вот помню в 1941-м под Москвой…», или «А мы тогда под Курском…»

Комсомолка Н. Лалетина, строгальщица комбината Сибметаллстрой. В дни войны была двухсотницей

Ветеран войны. Тот, кто прошёл войну. Тот, кто своей кровью оплатил Победу. Ту самую, что пишется с большой буквы. А ветеран труда. Как это? Тот, кто прошел труд? И почему быть тружеником тыла — это почётно? Тыл ведь — это там, где безопасно. В пять лет я уже знал, что слова «тыловая крыса» — это оскорбление.

Повзрослев, я прекрасно понял разницу между тыловой крысой и тружеником тыла.

Прекрасно понимаю теперь и то, насколько значимо признание Новосибирска Городом трудовой доблести. И, проезжая через площадь Калинина, с восхищением смотрю на огромную стелу, выросшую на главной площади Заельцовского района.
Война — это не только состязание солдат в выучке и доблести. Не только состязание полководцев в тактике и стратегии. Это ещё и состязание экономик. Как бы смел ни был боец — с палкой против автомата много не навоюешь. Как бы хорош ни был немецкий «Тигр», наших «тридцатьчетверок» было больше.

Виктор Николаевич Лисицын —
директор Новосибирского авиационного завода № 153 имени В. П. Чкалова (1943–1950)

В Великую Отечественную войну включился весь СССР. На полях сражений лилась кровь, а в тылу — пот. В тылу ковалась Победа.

Не буду говорить о количестве заводов, эвакуированных в Новосибирск. О количестве самолётов, которые ежедневно выпускал завод имени Чкалова. Буду говорить о людях. О тех, кто работал под слоганом «Всё для фронта, всё для Победы!». Работал за себя, и за товарища, ушедшего на фронт.

Поскольку большинство трудоспособных мужчин отправились на передовую, за станки вставали женщины и подростки. Разные источники называют разное количество стахановцев в Новосибирске. От тысячи до 3,8 тысячи в начале 1942 года, и от 11 до 17 тысяч к победному маю 1945-го.

Первым заводом, принявшим эстафету двухсотников, то есть выполняющих план на 200 процентов, был завод имени Чкалова. Первым двухсотником завода стал слесарь Степан Ильич Левяков. Две нормы за смену он делал стабильно. 2,5 — чаще всего. Фрезеровщик Макаров выдавал 300 процентов нормы за смену. Токаря Королев и Терлецкий превзошли его по производительности, и выдавали до 400 процентов.

Это было соревнование. Социалистическое соревнование. Не ради премии или похвалы. Ради Победы. Прямо по Твардовскому: «Ради жизни на Земле!»

«Всё больше и больше появляется в цехах людей, которые не желают уходить с работы, пока норма смены не будет перевыполнена вдвое!» — писала о двухсотниках «Советская Сибирь» в августе 1941 года.

Фронтовая молодёжная бригада Пустовалова завода № 188

Присоединились к движению стахановцев и другие трудовые коллективы. Заводы и даже транспортные предприятия. Как можно перевыполнить план на железной дороге? А вот так! В декабре 1941 года бригада Лунина, знаменитого стахановца-железнодорожника, от фамилии которого пошло название движения лунинцев, привезла в Москву 5 тысяч тонн угля на двух паровозах. При норме 1,25 тонны на одну машину 166,6 процента нормы.

Да, не дотянул Лунин до двухсотника. Но у лунинцев перевыполнение плана рассчитывалось по другим формулам.

Но вернёмся от лунинцев обратно к чистым стахановцам.

Завод №590. Ныне — завод «Электросигнал». 6 апреля 1942 года. На доске почета — 5 фамилий. Причём у пятого места — 250 процентов нормы. 9 апреля — уже 12 фамилий, и у последнего места — 303 процента нормы.

Мария Лобуниченко — фрезеровщица завода имени Чкалова, Выполняла до четырёх норм в смену на изготовлении деталей для сельского хозяйства

Фантастические цифры? Фронт требовал больше снарядов, больше пушек, больше танков, больше ВСЕГО! Каждый патрон мог стать решающим. И тыл ковал… Ковал Победу! 3 и 5 норм за смену уже не были чем-то выдающимся.

Мало было работать руками, нужно было подключать голову. Усовершенствовать свое рабочее место, предлагать и реализовывать новые конструкции станков, печей и форм. Не зря война считается лучшим двигателем технического прогресса. Жестоким, но совершенным.

Вслед за движением двухсотников родилось движение тысячников. Планкой стало 1 000 процентов нормы!

Первым тысячником Новосибирска был Павел Ефимович Ширшов, токарь «Сибсельмаша» (тогда — комбината 179). В марте 1942 года, оптимизировав работу своего станка и увеличив его скорость, он выполнил 1 090 процентов нормы за смену. Ширшов объяснил технологию работы своему сменщику, Савельеву, и тот, применяя его методы, выдал 2 210 процентов нормы. Вскоре на заводе было уже более десятка токарей-тысячников.

Комсомолка Александра Сухова, токарь завода № 644.
В дни войны делала ежедневно по три нормы

На Чкаловском заводе первым тысячником-новатором стал фрезеровщик В. М. Уткин. Внеся некоторые изменения в свое рабочее место, он получил сначала 700 процентов нормы, а затем и 1000 процентов.
Что, 200 и 300 процентов нормы уже не выглядят фантастикой? Тысячники достигали своих показателей уже не просто за счёт упорного труда, отказа от обедов, перекуров и болтовни на рабочем месте. Не до перекуров было. На Западе гремела война. Самая страшная война в истории человечества. Тысячники были рабочими по специальности, но инженерами по духу.

Тот же Чкаловский завод. Команда из фрезеровщика И. И. Монакова и мастера К. Н. Беляка сконструировала приспособление, на котором вместо одной детали одновременно обрабатывалось 24. Результат — 14 940 процентов за смену. Естественно, их опыт также был внедрён в производство не только на заводе имени Чкалова, но и на других предприятиях.

Н. Д. Санин, слесарь-разметчик всё того же чкаловского завода. 51 400 процентов за смену. Рекорд уже не масштабов города, а масштабов страны.

Тысячники нервно курят в стороне.

Примеры самоотверженного труда по Новосибирску, да и по всей стране, можно приводить бесконечно. Герои были не только на полях сражений. Герои были и в тылу. Работавшие на износ, в голоде и холоде, ночуя на заводах, прямо у своих станков, герои ковали Победу.

И выковали. Поэтому, например, в нашем южном соседе, Барнауле, на площади Победы стоит монумент, одна сторона которого посвящена героям войны, а другая — труженикам тыла. Ну а у нас теперь будет стела, в честь присвоения Новосибирску звания города трудовой доблести!

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *