Крячков против фашизма

Стоквартирный дом

Ладно, каюсь, заголовок — кликбейтный. «Мухина против фашизма» звучало бы более логично, потому что именно между произведениями Веры Мухиной и немецкого архитектора Альберта Шпеера развернулось главное идеологическое противостояние в Париже 1937 года.

Но Мухина к Новосибирску отношения не имеет, а вот Крячкова мы с вами хорошо знаем, не так ли? Проводя экскурсии по Новосибирску, я люблю говорить, что в нашем городе очень легко казаться матёрым знатоком архитектуры. Видишь красивое здание? — С умным видом говори: «Это работа Андрея Крячкова»…

Но обо всем по порядку.

Андрей Дмитриевич Крячков, пожалуй, самый известный архитектор Сибири. Человек, за право называть которого «своим» сломано немало копий в противостоянии между столицей Сибири и Сибирскими Афинами. Автор архитектурного облика одной из самых красивых площадей нашего города — площади Свердлова, которую периодически порываются переименовать в площадь Крячкова…

Архитектурной доминантой площади является здание Крайисполкома (ныне — администрация Новосибирской области), а самый титулованный проект Андрея Крячкова и Виталия Масленникова (про которого, кстати, постоянно несправедливо забывают), стоквартирный дом, занимает в ней подчинённое положение, демонстративно отодвинувшись от красной линии главной улицы Новосибирска.

Строился он как жилой дом для работников исполкома Западно-Сибирского края, и в будущем стал домом для элиты города. Из 100 квартир 10 было пятикомнатными, 30 — четырёх, 40 — трёх, и 20 — двухкомнатными. Планировка квартир была удобной и продуманной, с большими окнами и высокими потолками, они имели даже комнаты для прислуги. Фантастика, не правда ли? Середина 30-х годов, эпоха коммуналок и уплотнения, время триумфа Сталинской индустриализации! Страна рабочих и крестьян семимильными шагами идет к коммунизму, а в Новосибирске вдруг строится дом с комнатами для прислуги! Какая прислуга у советского гражданина? Даже у работника исполкома!

Неудивительно, что Александр Гегелло, вице-президент академии архитектуры СССР открыто критиковал Крячковский проект, называя его «домом в капиталистическом городе». Но, тем не менее, начатая в 1934 году стройка была завершена в 1937-м, и вот тут мы возвращаемся к заголовку…

1937 год ознаменовался не только пиком Сталинского террора, «головокружением от успехов» в коллективизации и максимальным числом доносов ради решения квартирного вопроса. 1937 год был еще и годом одной из самых ярких и запоминающихся Всемирных Выставок, местом проведения которой был избран Город Любви. Париж.

 

Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года,
архивное фото

В историю она вошла как Выставка Трёх Диктатур: СССР, Италии и Германии. Но главное противостояние развернулось между павильонами Германии и Страны Советов.

Что есть Всемирная выставка? Это выставка достижений искусства и техники, длящаяся от 3 до 6 месяцев. Каждая из стран-участниц строит свой павильон и наполняет его теми достижениями, которые хочет презентовать мировому сообществу. Это могут быть автомобили или проекты зданий, скульптуры или картины, фильмы или музыка. Всё, что отражает главные достижения страны.

В 1900 году, кстати, выставка тоже проводилась в Париже, и гран-при на ней был удостоен пролёт моста через… Нет, не через Обь! Через Енисей. В Красноярске. Диплом «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» российской делегации вручал лично Густав Эйфель! Жаль, что до наших дней мост не дожил — был разобран в начале нулевых.

Но вернёмся в 1937-ой…

В 1937 году во Всемирной выставке приняли участие 47 стран. Павильоны нацистской Германии и СССР располагались прямо напротив друг друга. В этом не было попытки противопоставить страны, намекая на будущую войну. До начала Второй Мировой оставалось еще 2 года. До первых бомб, сброшенных на Киев — 4. Две тоталитарные страны тогда были в хороших отношениях, активно торгуя друг с другом. Но наверняка умные люди в оргкомитете выставки понимали, что два государства, недавно выбравшиеся из крайне тяжелых времен и демонстрирующие впечатляющий рост, захотят показать все свои достижения.

И не прогадали!

Павильоны стоили друг друга! Они были самыми большими из всех, и культурная программа в них была самой насыщенной!

Именно для Всемирной выставки 1937 года была построена легендарная скульптура Веры Мухиной, «Рабочий и Колхозница», символизировавшая единство пролетариата и крестьянства. Эта 34-метровая громадина, ставшая одним из символов СССР, украшала крышу советского павильона.

Есть легенда, что Альберт Шпеер, архитектор, отвечавший за проект немецкого павильона, каким-то образом раздобыл проект советского. То ли разведка помогла, то ли счастливый случай. Легенда есть легенда… Но в общем, Шпеер узнал и высоту павильона, и то, что на нем будет стоять огромная и величественная скульптура. И тогда он в спешке перекроил свой проект, сделав немецкий павильон выше, чем планировалось изначально, и водрузив на его крышу фашистский герб: орла, державшего в когтях свастику.

Орёл глядел на Рабочего и Колхозницу сверху вниз, демонстрируя им свое орлиное презрение… Впрочем, большинство посетителей выставки сходились во мнении, что несмотря на то, что фашистский орел сидел выше, скульптура Мухиной доминировала над ним, да и над всеми остальными павильонами выставки. Казалось, что в своем стремительном беге советские скульптуры просто сметут орла с дороги! Немцам бы тогда об этом задуматься, а не в 1943-м…

Точная копия павильона, кстати, установлена сейчас на ВДНХ. А на крыше его, как и в 1937 году в Париже, стоят Рабочий и Колхозница. Те же самые. Построенные в Москве, вывезенные в Париж на выставку, снова распиленные на куски и вернувшиеся обратно.

Но вернемся к Стоквартирному дому… Тогда, в 1937-м году, Советская выставка лидировала по количеству наград. В общей сложности их было 270, из них 95 — гран-при.

Гран-при получил комбайн «Сталинец-1», легендарный фильм «Чапаев», паровоз серии «ИС», и… Серия проектов Андрея Крячкова: Дома Советов в Иркутске и Красноярске, и наш Стоквартирный дом. Таким образом Андрей Дмитриевич приложил руку к победе советской делегации на Всемирной выставке в 1937-м году.

Так что, если вас спросят, как связаны Стоквартирный дом, Чапаев и Вера Мухина — вы теперь знаете, что ответить.

Кирилл Кудряшов,
писатель

Поделиться:

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *