Новосибирская область сформирует зерновой контейнерный поезд для отгрузки на Восток
Контейнерные перевозки из Новосибирской области выросли в полтора раза.
Железнодорожный состав, полностью загруженный зерном, организуют к отправке в Барабинске, где в этом году появилась первая в регионе станция-формирователь. Объёмы погрузки зерна на станциях, расположенных на одной ветке с Барабинском – Татарская, Чаны, Убинская, Каргат – составляют около 300-320 тысяч тонн в год.
Губернатор Андрей Травников, представляя новосибирский опыт развития контейнерных перевозок на форуме «Транспорт России», который проходит в Москве, отметил, что сейчас обсуждается целесообразность создания станции-формирователя и в Карасуке. Региональные власти стимулируют развитие контейнерных мощностей: за последнюю пятилетку объём обработки контейнеров вырос в полтора раза – до 820 тысяч единиц по итогам прошлого года.
Сегодня контейнерная логистика является одной из самых развивающихся и перспективных отраслей транспортного рынка, что обусловлено универсальностью и мультимодальностью контейнеров. Почему так важно делать ставку именно на этот вид логистики, эксперты обсудили на форуме во время панельной дискуссии «Контейнерный поток в эпоху глобальных шоков. Актуальные траектории развития рынка».
Для новосибирского транспортно-логистического узла контейнерные перевозки имеют особое значение, подчеркнул Андрей Травников.
— Мы всячески стимулируем развитие контейнерных мощностей, перевозок. И это удаётся. Только за последнюю пятилетку объём обработки контейнеров вырос в полтора раза — до 820 тысяч единиц в прошлом году. Сегодня на площадках трёх крупных игроков можно одновременно разместить 11,5 тысяч контейнеров. Постоянно появляются новые инвестпроекты. Например, в конце следующего года будет запущена первая очередь ещё одного крупного терминала, — сообщил губернатор.
В правительстве региона отмечают, что в Новосибирской области направление контейнерных перевозок получило мощный импульс к развитию в 2017 году – во время кризиса, связанного с дефицитом зерновозов. Для региона, который ежегодно вывозит за свои пределы более одного миллиона тонн зерна, оперативное решение данного вопроса было принципиальным. Оно заключалось в отгрузке зерна в контейнерах. За годы объём вырос почти в десять раз. Если в 2017 году объём вывоза зерна в контейнерах железнодорожным транспортом составлял 20 тысяч тонн, в 2018 – уже 40, в 2021 году — почти 160 тысяч, в этом году – около 200 тысяч. Это пятая часть всего экспортного зерна. Для новосибирских зернотрейдеров контейнерные поезда стали серьёзным фактором оптимизации процесса перевозок.
При этом место отгрузки контейнера должно быть относительно приближено к контейнерному терминалу. Если «плечо» доставки более 120 километров – грузить контейнеры уже невыгодно.
Для того, чтобы создать универсальный инструмент – развитую контейнерную логистику – необходимы проактивные действия со стороны властей: как региональных, так и федеральных, уверен Андрей Травников.
— Нужно стимулировать ещё более активное применение контейнеров. Кроме зерна есть и другие грузы. Практически у каждой розничной сетевой компании, у каждого маркетплейса уже есть или в ближайший год появится крупный распределительный центр в Сибири, в Новосибирске, — считает Травников. — Для того, чтобы повысить интерес к использованию контейнеров, можно было бы ввести – пусть временную, на два года, — меру по субсидированию досыла пустых контейнеров. Это поможет повысить привлекательность этого вида погрузки, а значит — увеличит оборачиваемость парка контейнеров, повысит общую эффективности. При этом мы в регионе на месте стоять тоже не намерены. В будущем попробуем запустить ещё одну станцию для формирования контейнерных зерновых поездов – в Карасуке.