Один за всех, и все за одного: пожарным посвящается

Сейчас сложно представить себе город без пожарной охраны. Огнеборцы на страже всегда: и днем и ночью! Даже в разгар новогодних празднеств – молниеносно срываются на вызов, например на залетевший на балкон фейерверк, оказавшийся вовсе не безобидной сверкающей потехой.

А ведь на заре существования Новониколаевска, пожарных в городе не было. Не смотря на то, что сама пожарная охрана в России существует с 1649 года, в Новониколаевске целых 4 года, если считать его официальной даты рождения, пожары тушились силами самих погорельцев, да их соседей.

Тут просится чисто Новосибирская шутка про «Само потухнет», но обойдемся без нее. Город, наполовину выгоревший в 1909 году, прекрасно знает, что это не так.

Итак, в 1897 году в Новониколаевске было основано добровольное пожарное общество. О его необходимости давно говорил один из отцов города, Николай Михайлович Тихомиров, но с мертвой дочки дело не двигалось. До тех пор, пока не случился пожар, уничтоживший дом одного из жителей города. Дом, наверное, можно было бы отстоять у огня, да вот незадача, его хозяин незадолго до того поругался с соседом, и тот отказался помочь в тушении.

Тогда-то городские власти и задумались: доселе пожары тушились всем миром. Один дом горит – к нему тут же сбегаются жители остальных, кто с баграми, кто с ведрами. Потому как понимают: если не дать огню отпор – он перекинется на соседнее строение, а потом дальше, дальше и дальше. А вдруг в следующий раз полыхнет у какого-нибудь неприятного типа, которому соседи не захотят помогать? А вдруг соседей не окажется дома? А вдруг пожар случится ночью, и заметят его слишком поздно?

Так ведь и по всему городу «красный петух» может пойти гулять?

Так было создано пожарное общество, финансировавшееся сначала на частные пожертвования, а впоследствии – Кабинетом Его Императорского Величества.

Первое время инвентарь общества, еще не имевшего собственного депо, хранился на участке дома Тихомирова. Позже, в 1905-м году, была построена первая каланча, при которой находилась и пожарная часть, с конным обозом, бочками и пожарными инструментами. В ней же со временем появилась и первая телефонная станция.

Двумя годами позже, Григорий Иванович Жерновков, сибирский областник, гласный городской думы, и просто известный журналист того времени, так описал работу пожарного, дежурящего на каланче:

«Там, на каланче, над нашими головами стоит человек и зорко сторожит наши дома, имущество от злого врага — огня. Это каланчист — рядовой солдат пожарного дела, один за всех… Почесть и слава незаметным героям — гражданским солдатам на славном пожарном посту!»

«Один за всех»… Конечно, тогда эти слова еще не стали крылатыми. Оставалось еще 72 года до выхода Советской версии «Трех мушкетеров». Но Жерновков, человек образованный и начитанный, вполне мог к моменту написания этих строк о пожарном сообществе, читать Александра Дюма. Или слышать о неофициальном девизе Швейцарской конфедерации: «Unus pro omnibus, omnes pro uno» – «Один за всех, и все за одного»!

Однако, не так уж важно, кто занес эти слова в Новосибирск. Важно то, что они пришлись по душе пожарным. Настолько, что фраза эта стала неофициальным девизом пожарного общества. Написан он был лишь на одно каланче – той самой, первой, и самой знаменитой в Новосибирске. Почему знаменитой – об это чуть ниже. Каланче, стоявшей на месте нынешнего сквера Крячкова.

На появившихся позже пожарных частях девиза этого не было, но он нередко мелькал на знаменах пожарных из разных подразделений.

А вот на каланче, стоявшей на пересечении Николаевского проспекта и Спасской (нынешние Красный проспект и Спартака), этот девиз был выведен белой краской! Мощно и размашисто, так, чтобы видно было издалека.

Был он написан и на ее преемнице, каменной каланче, возведенной в 1910 году, простоявшей до 1937 года…

А теперь, собственно, о славе первой каланчи… Одна из популярных городских шуток гласит, что в Новосибирске регулярно случается невозможное. В частности, у нас сумел обанкротиться завод по производству водки, и ухитрилась сгореть пожарная каланча.

Если копнуть чуть глубже, то легко заметить, что эти невозможные вещи вполне закономерны. Завод «ВИНАП» накрылся тазом не потому, что вся область вдруг перестала пить. Нет, он просто не выдержал схватки с конкурентами. А пожарная каланча была деревянной, и располагалась в паре сотен метров от эпицентра страшного пожара, уничтожившего едва ли не половину города в 1909 году.

Пожарные просто не успели ничего сделать. Ветер дул как раз в сторону депо, и каланча занялась моментально, вскоре обвалившись, погребя под собой обоз, лестницы, багры и прочий инструмент.

На помощь коллегам из центральной части города, примчались пожарные из Закаменки и со стороны вокзала. Один за всех, и все за одного! Все, согласно девизу… Отстоять пожарное депо это не помогло, да и ущерб, нанесенный городу, был колоссальным, но кто знает, каким бы он был, если бы не пожарное общество?

Сейчас в Новосибирске нет пожарных каланчей. Современные средства связи сделали ненужным должность каланчиста, обозревающего окрестности в поисках дыма или языков пламени. Забылся и девиз. По крайней мере, ни в одной источнике, посвященном пожарной охране города, я не нашел его упоминания.

Нет больше и опасности, что город, превратившийся в каменные джунгли, полностью выгорит от одной искры.

Но суть работы пожарного осталась все той же. Каждый день на посту, каждый день готовность выехать по первому зову. И все-также один за всех!

Автор: Кирилл Кудряшов. Фото предоставлено автором.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *