Над Караканским бором зафиксировано аномальное повышение концентрации углекислого газа

Томский Институт оптики атмосферы имени В. Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук в 2023 году планирует продолжить исследования и мониторинг атмосферы с помощью летающей лаборатории – самолёта Ту-134 «Оптик», арендуемого у Сибирского научно-исследовательского института авиации (Новосибирск).

Эта работа будет осуществляться в рамках масштабного федерального проекта «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ». «Борт будет задействован также и в реализации ещё одного проекта – «Исследование антропогенных и естественных факторов изменений состава воздуха и объектов окружающей среды в Сибири и Арктики», – отметила учёный секретарь ИОА СО РАН Ольга Тихомирова, добавив, что исследования будут проводиться за счёт выигранных грантов Минобрнауки России.

Однако полноценная работа исследователей находится под вопросом. Дело в том, что в 2023 году полёты самолёта-лаборатории Ту-134 могут быть приостановлены в связи с непродлением сертификата лётной годности из-за длительного срока эксплуатации. К тому же, владельцы уникального судна не всегда готовы предоставить его в аренду, поскольку оно задействовано в научных проектах других организаций.

Руководитель лаборатории климатологии атмосферного состава ИОА СО РАН, профессор Борис Белан отметил, что в рамках грантовых проектов институт сможет обеспечить примерно шесть вылетов самолёта-лаборатории. Между тем, по словам учёного, в нынешнем году необходимо также продолжить сбор данных о составе воздуха над Караканским бором в Новосибирской области, где с 2004 года регистрируется аномальное повышение концентрации углекислого газа в атмосфере по сравнению со средним по планете. Самолёт-лаборатория необходим также и для реализации другого важного проекта, в котором участвуют томские учёные, – это полёты над Карским морем, где в 2020 году зафиксирована высокая концентрация метана – одного из самых сильных парниковых газов. «Нам нужно установить источник выхода метана, так как океанологи уверены, что его дало не море», – пояснил учёный.

В связи с создавшейся ситуацией, в Институте заявляют, что для проведения регулярных научных исследований им необходим свой собственный самолёт-лаборатория. «Несмотря на прогресс в космической технике, спутниковые системы наблюдения за составом воздуха пока не дают той точности, которую можно получить с помощью самолёта», – объяснили в ведомстве.

Поделиться:

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *