Минфин оценил долговую устойчивость Новосибирской области

Фото: Минфин НСО

Подведены итоги оценки долговой устойчивости Новосибирской области за 2022 год.

В министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области подробно рассказали о так называемой долговой устойчивости региона. Долговая устойчивость – это сумма долгов, структура и его состояние, в целом позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию задолженностей.

— Для понимания актуальности тематики долга, долговой устойчивости необходим небольшой экскурс в историю, примерно на десять лет назад. Именно в те годы и государство в целом, и субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами снижения темпов роста собственных доходов с одновременным ростом инфляции и ростом геополитической напряженности, — отмечают в Минфине НСО. — Для финансирования расходов бюджета было недостаточно собственных ресурсов, и чтобы обеспечить сбалансированность бюджета на протяжении нескольких лет, приходилось привлекать заимствования. Только в Новосибирской области в период с 2012 по 2017 год государственный долг вырос почти в 7 раз, с 7 до 47 млрд. рублей, долговая нагрузка на бюджет возросла с 16 до 55 процентов от уровня собственных доходов. В некоторых субъектах Российской Федерации объем государственного долга значительно превышал собственные доходы бюджета.

Обеспокоенность неограниченным ростом долга потребовала принятия мер, направленных на повышение устойчивости бюджетов. Часть коммерческого долга субъектов Российской Федерации была переведена в бюджетные кредиты из федерального бюджета. Также Минфином России были установлены требования об обязательной разработке долговой политики и внедрены показатели, характеризующие состояние долговой устойчивости и субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований. Таких показателей три: долговая нагрузка на бюджет, доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета (за исключением расходов за счет субвенций) и текущая долговая нагрузка на бюджет с учетом нагрузки по погашению и обслуживанию долга. Было установлено, что ежегодный анализ долговой устойчивости проводится в два этапа: сначала оценивают фактические показатели за прошедший год, затем плановые показатели по состоянию на 1 августа текущего финансового года. Группа долговой устойчивости – высокая, средняя или низкая – присваивается по наихудшему показателю из двух периодов. Субъект Российской Федерации оценивается Министерством финансов Российской Федерации, муниципальные образования – финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Контроль показателей долговой устойчивости нацелен на повышение ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к вопросам формирования и реализации политики по управлению долгом, планирования условий и параметров заимствований, минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств. В случае, если субъект Российской Федерации или муниципальное образование попадают в низкую группу, то до тех пор, пока долг не будет снижен до установленных параметров, новые заимствования привлекаться не могут. При возникновении длительной просроченной задолженности по долговым обязательствам разрабатывается план восстановления платежеспособности с режимом жесткой экономии бюджетных расходов.

Новосибирская область проводит взвешенную долговую политику, является надежным заемщиком и соблюдает принятые обязательства. Бюджет Новосибирской области формируется с соблюдением установленных законодательством ограничений.

Как результат –Новосибирской области по итогам последних лет Минфином России присваивается высокая группа долговой устойчивости. И в 2022 году Новосибирская область подтвердила высокий уровень с показателями, существенно ниже предельного уровня. Так, доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов составляет 1% (из допустимых 5% для высокой группы), долговая нагрузка региона ниже 30% (из допустимых 50% для высокой группы), текущая долговая нагрузка на бюджет с учетом погашения и обслуживания долга составляет 5% (из допустимых 13% для высокой группы).

В свою очередь, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области проводит оценку долговой устойчивости в отношении 488 муниципальных образований. В 2020 году к средней группе долговой устойчивости было отнесено тринадцать муниципальных образований, в 2021 году – восемь, в 2022 всего шесть. При этом четыре муниципальных образования из шести могли бы сохранить высокую группу долговой устойчивости, так как имеют невысокую долговую нагрузку. Остальные 482 муниципальных образования соответствуют высокой группе долговой устойчивости.

Такой результат – следствие планомерной целенаправленной работы Минфина Новосибирской области. Взаимодействие с представителями муниципальных образований: ежегодные семинары, разработка и передача информационных материалов в финансовые органы муниципальных образований, методологическое сопровождение, консультирование по вопросам взвешенного подхода к привлечению кредитов, по оценке возможностей и равномерному распределению сроков погашения муниципального долга обеспечило проведение муниципальными образованиями Новосибирской области ответственной заемной политики, ежегодное сокращение количества участников средней группы и отсутствие низкой группы долговой устойчивости. Также в 2022 году шесть муниципальных образований, отнесенных к среднему уровню долговой устойчивости, согласовали свои программы заимствований с министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области.

В 2023 году с учетом сохранения потребностей в заимствованиях для обеспечения сбалансированности бюджета внимание к вопросам долговой устойчивости останется в приоритетных направлениях долговой политики. Важно сохранить безопасный уровень долговой нагрузки и обеспечить потребность в заимствованиях на комфортных для бюджетов разных уровней условиях по минимально возможной стоимости.

Как отмечают в Минфине Новосибирской области, в регионе дополнительно будет уделено внимание проблемам, выявленным в ходе согласования программ заимствований, в числе которых: правильность отражения в решениях о бюджете и программах заимствований объемов привлечения и погашения долговых обязательств, равномерное распределение объемов погашения долговых обязательств, планирование и отражение в решениях о бюджетах расходов на обслуживание долговых обязательств.

Поделиться:

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *