Максим Пахомов: «Вдохновение — состояние, которое нельзя объяснить словами»
Наступление Нового года всегда ассоциируется со снежными городками, украшенными скульптурными композициями изо льда и снега. Прозрачные, кристально чистые, они приводят в восхищение каждого — и детей, и взрослых. Под рукой талантливого мастера-резчика грубая и бесформенная глыба льда превращается во что угодно: в Деда Мороза и Снегурочку, копию статуи Венеры Милосской, королевскую карету, сказочные персонажи, фигуры людей в полный рост, музыкальные инструменты, животных и даже замки.
Именно таким мастером на все руки, превращающим лед и снег в яркие образы, является гость рубрики «Человек созидающий» новосибирец Максим Пахомов.
Талантливый человек талантлив во всем
Давайте познакомимся с ним. Максим — высокого роста, крепкого, спортивного телосложения. С лучистыми глазами, в которых отражается весь его внутренний мир. Он носит, как и многие, усы и бородку, что делает его лицо мужественным и сильным. Выглядит моложе своих лет. «Это потому, что постоянно работаю на морозе, а холод, как известно, препятствует старению», — шутит он.
Максим — мастер на все руки. Хорошо владеет кистью, пишет картины, знает все секреты не только техник резьбы по льду, ваяния из снега, песка, но и изготовления поделок из дерева.
У ледяных скульптур имеется своя история
Наверное, мало кто догадывается, что у ледяных скульптур тоже имеется своя история.
Оказывается, на Руси первое сооружение изо льда появилось в 1740 году. Тогда по велению императрицы Анны Иоанновны был построен Ледяной дом, и в нем была с размахом отпразднована свадьба императорской фаворитки.
Дом состоял из нескольких комнат, гостиной, спальни. Все предметы интерьера — диваны, кровати, шкафы с посудой — были сделаны также изо льда. Фасад и стены здания были отделаны великолепной резьбой. Интересно то, что молодые провели свою брачную ночь до утра в этом ледяном доме.
Затея императрицы вдохновила русского писателя Ивана Лажечникова, который по мотивам этой истории написал роман «Ледяной дом».
Примерно в то же время ледовые скульптуры появились в Китае. Рыбаки из Харбина, отправляясь на промысел, брали с собой высеченные изо льда фонари. А уже в наши дни, и тоже в Поднебесной, была создана самая большая снежная скульптура на площадке Харбинского Международного фестиваля льда и снега. Она называлась «Романтические чувства». В сюжете — католический собор, ледяная дева и русская церковь. Снежное творение имело высоту 35 метров и длину 200 метров, а трудились над его созданием 600 скульпторов из 40 стран мира. Известно, что в работе было использовано 3 398 кубометров снега.
В некоторых северных странах, таких как Финляндия, Норвегия, Канада, зимой строят ледяные отели. Самая популярная ледяная гостиница находится в шведской Лапландии, где обитает сказочная Снежная Королева. Самое удивительное, что желающих пожить в ледяной избушке находится немало, и это несмотря на то, что стоимость номера непомерно высокая. Экстремалы, которые хотят на себе испытать все прелести ночлега в таком ледяном отеле, бронируют номера за год вперед.
Предопределенный выбор
Выбор профессии для Максима Пахомова был заранее предопределен. С малых лет он был погружен в атмосферу творчества, которую создавала мама — учитель ИЗО в одной из школ Новосибирска.
Параллельно посещал художественную школу № 1. Но после некоторого времени решил, что «пора брать планку повыше», и поступил на художественно-графический факультет Новосибирского педагогического университета. Этот вуз, по словам Максима, готовил абитуриентов для продолжения учебы. После окончания университета отсюда выходили дипломированные специалисты — преподаватели ИЗО и черчения.
Но поскольку Максим работать учителем в школе не собирался («мне хватило того, что мама была преподавателем»), решил пойти другим путем, где его знания по изобразительному искусству очень пригодились. «В школе не работал ни дня, — признается Максим. — Но вот репетитором — да. Подтягивал ребят для поступления в училище искусств. Однако это были разовые опыты».
Проба пера, или Первый опыт
Тот самый «другой путь» перед Максимом возник случайно. Во время учебы в педуниверситете он подружился с однокурсником, приехавшим в Новосибирск из далекого Якутска. Тот рассказал, что дома, в художественной школе, освоил азы ваяния изо льда. «А тут появилась информация, что на Речном вокзале в Новосибирске собираются построить городок со снежными и ледяными фигурами, — рассказал Максим. — Но профессиональных мастеров–резчиков не хватало. Мы с «Якутом» и с еще одним товарищем решили попробовать. Приняли участие в изготовлении огромных фигур Деда Мороза и Снегурочки. Так что первый опыт оказался очень полезным, нам, студентам, удалось не только немного подзаработать, но и поднабраться опыта».
Расширяя границы познания
На другой год «три товарища» махнули в Екатеринбург, где местные власти готовились к проведению фестиваля зимних скульптур. В связи с этим приглашали всех желающих, кто имел хотя бы небольшой опыт резьбы по льду. «Мы предложили композицию под названием «Четыре стихии», отправив в оргкомитет фестиваля эскиз будущей скульптуры, — продолжает Максим. — Это Огонь, Вода, Ветер и Земля. На эскизе всё выглядело очень здорово, но на деле оказалось гораздо сложнее. Пришлось включать фантазию, чтобы через необычный материал — лед — выразить главную мысль. И справились с задачей. Наградой стал приз зрительских симпатий. Это нас вдохновило».
Именно эта поездка стала для Максима определяющей дальнейшую его деятельность.
Он стал резчиком по льду и снегу.
Работаю, чтобы удивлять
В прошлом году Максим по заказу одного из состоятельных людей выполнил ледяную скульптуру в виде кареты «со всеми красивостями» — вензелями, фонариками, другими интересными деталями, украшенную разноцветной подсветкой. По задумке заказчика эта хрустальная карета должна была удивить гостей праздника. «Прежде чем взяться за дело, я разработал эскиз проекта, уделив особенное внимание тому, что должно было придать ей волшебности, — рассказал мастер. — Когда карета была готова и в вечернее время засверкала разноцветными красками, она стала выглядеть по-настоящему сказочной. Мне было приятно, что заказчик остался довольным работой».
Запомнилась ему и еще одна работа. Несколько лет назад ему довелось вырезать изо льда скульптуру в человеческий рост. Это была фигура женщины в вечернем платье, с собачкой, с подсветкой всей композиции. Работу пришлось выполнять по фотографии. Сложность состояла в том, что заказчик просил вырезать скульптуру втайне от женщины, которую хотел удивить. На изваяние композиции потребовалось больше 300 килограммов льда. После готовности скульптуру доставили в условленное место, установили, и в нужный момент включили подсветку. «Мне не привелось присутствовать на мероприятии, и я не видел реакции женщины, но думаю, что она по достоинству оценила сюрприз».
Максим добавил далее, что изготовление ледяных скульптур требует не только тщательной проработки каждой детали, но и предполагает творческий подход к воплощению той или иной идеи, «и тогда включается воображение, начинаешь в голове рисовать каждую деталь будущей скульптуры».
И снова немного истории
Идея проведения творческого праздника в Новосибирске возникла под влиянием традиции снежных фестивалей в городе Саппоро, являющемся побратимом сибирской столицы. Инициаторами появления фестиваля в нашем городе стали архитектор Александр Булавин и скульптор Александр Бортник, команда которого заняла третье место на фестивале снежных скульптур в Саппоро в феврале 2000 года.
Со дня основания фестиваля снежные композиции создавались в самом центре Новосибирска — Первомайском сквере. В нынешнем году он впервые был проведен в Центральном парке города.
Интересно, что по условиям конкурса все скульптурные произведения выполняются не только из неокрашенного снега или льда, без использования электрической подсветки, но и при отсутствии наружных и внутренних каркасов из других материалов.
При подведении итогов конкурса оценивается оригинальность, выразительность и техничность исполнения работ. В состав жюри входят, как правило, профессиональные архитекторы, скульпторы, искусствоведы. Победителям, занявшим места с первого по третье, вручаются «золотой», «серебряный» и «бронзовый» призы фестиваля. Одна из работ удостаивается Приза мэра Новосибирска — символа фестиваля, отлитого в бронзе: он напоминает скипетр, увенчанный фигурой медвежонка, который катит снежное колесо. Кроме того, учрежден Приз памяти московского скульптора Николая Полукарова, произведения которого неоднократно представлялись на Сибирском фестивале снежной скульптуры.
Фестиваль считается международным. В нем принимали участие мастера из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, а также Болгарии, Германии, Италии, Китайской Народной Республики, Румынии, Финляндии, Франции, Японии.
Выставка снежных и ледяных фигур вызывает большой интерес не только у жителей сибирской столицы, но и гостей города.
Важно участие
Каждый год Максим принимает участие в оформлении зимних городков во многих районах Новосибирска. Не стал исключением и нынешний год.
В честь наступления Нового, 2023 года в Центральном парке сибирской столицы состоялся традиционный фестиваль снежных фигур, в котором Максим Пахомов принимал участие в составе команды из Санкт-Петербурга в роли мастера-резчика из снега. Ваятели создали композицию «Сияние Севера». Она привлекла внимание зрителей, многие из них делали селфи на его фоне. «Призерами не стали, — с улыбкой говорит Максим. — Важна ведь не победа, а участие! Наградой стал Диплом участника фестиваля. Тем не менее, это тоже определенный опыт. Его не приобретешь только на каких-то оформительских работах. Кроме фестивалей «набивать руку» удается при выполнении индивидуальных заказов, когда у тебя есть возможность в спокойной обстановке обдумать все детали предстоящей работы».
Секреты от мастера
Максим поделился некоторыми «секретами» ваяния скульптур из снега. Из собственного опыта знает, что не всегда структура снега бывает однородной. «Многие считают, что чем снег влажнее, тем проще его обрабатывать, — пояснил он. — Совсем не так. С плотным, сильно утрамбованным снегом можно работать только пилой или инструментом для резьбы по дереву. Но чаще бывает, что снег в опалубке утрамбовывают неравномерно, а это приводит к тому, что в процессе обработки он рассыпается. Это, конечно, мелочи, нюансы, но они мешают вырезать какие-то мелкие детали. Или же, даже при небольшом потеплении, какое было в первой декаде нынешнего января, скульптура просто деформируется и «разъезжается»».
Максим рассказал, что уже несколько лет подряд в дни новогодних праздников он на несколько дней уезжает на Алтай. Там по приглашению руководства туристической базы «Алтай Вилладж» он проводит мастер-классы для отдыхающих по строительству снежных скульптур. Поездка на турбазу занимает несколько дней. Поэтому, сетует Максим, не всегда получается полноценно участвовать в новосибирском фестивале. Однако он все равно старается не упустить шанса, а готов, пусть даже в роли примкнувшего к какой-либо команде, найти приложение своим силам. «Тренировка рукам не помешает», — говорит он.
Ремесло или искусство?
По словам резчика, его деятельность находится на стыке ремесла и творчества. Когда приходится использовать не только уже накопленный опыт, навыки, мастерство, но и придумывать какие-то новые «фишки, что-то неизбитое», чтобы воплотить задумку в дело. «Каждый художник, тем более резчик по льду, всегда стремится к чему-то необычному, и это не дает ему останавливаться в развитии, заставляя каждый раз превосходить себя. Так, наверное, и у меня — хочется постоянно совершенствовать навыки, как говорится, набивать руку, пробовать какие-то новые техники. Когда ощущаешь, что все это получается, кажется, что можешь горы свернуть».
Максим неоднократно участвовал также в фестивалях деревянных скульптур, проходивших в Новосибирской области. Говорит, что фигуры различных персонажей, в изготовлении которых он принимал участие, сегодня установлены в парках и скверах, и приносят радость местным жителям.
У него был также «небольшой опыт работы с песком». По признанию Максима, с этим материалом работать сложнее, чем со снегом. Песок имеет большую сыпучесть, и поэтому перед началом процесса создания скульптуры требует более тщательной подготовки и проработки. «Не надо ехать куда-то за три моря, чтобы найти хороший песок, — говорит Максим. — Например, он есть в том же Бердске, где несколько лет назад проводился фестиваль скульптур из песка «Сибирская Атлантида», в котором довелось участвовать и ему.
Вдохновение приходит неожиданно
Любой художник, творческий человек не может создать шедевр, если ему незнакомо чувство вдохновения, которое не приходит по мановению волшебной палочки. Соглашаясь с этим мнением, Максим говорит: «Вдохновение — это такая штука, про которое все говорят, но не все могут объяснить словами, потому что каждый человек его ощущает по-своему. Оно на самом деле приходит неожиданно, а не тогда, когда ты хочешь, чтобы оно пришло. Если не уходить в какие-то мудрствования, то я тоже испытываю вдохновение, прилив творческих сил, душевный подъем, когда хочется свершить что-то невообразимое. «Бывает так, что работаешь над скульптурой долго, устанешь, уже 11-й час ночи, темно, — делится Максим, — но оставить недоделанной фигуру нельзя. И вдруг неожиданно какой-то прохожий останавливается, долго всматривается в то, что ты делаешь, а потом показывает большой палец, мол, молодец! И сразу же встрепенешься, воодушевишься и забываешь, что устал, что уже поздний час. Думаю, что чувство душевного подъема может испытать каждый человек».
И все же, что такое душевный подъем?
И тут, наверное, самое время узнать, всегда ли великие люди испытывают вдохновение, душевный подъем, когда, скажем, работают над научной проблемой, пишут музыку или ваяют статую.
Один мудрец сказал, что вдохновение присуще не только художнику, без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, «потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде».
Максим говорит, что, готовясь к нашему с ним разговору, он, который считает, что «вдохновение — это такая штука, про которое все говорят, но не все могут объяснить словами», тоже решил выяснить, что по-научному означает это загадочное слово «вдохновение». Оказывается, разобраться, что такое вдохновение, пытались еще в эпоху Античности. Например, древнегреческий философ Платон, размышляя о невероятном состоянии, назвал его ex stasis — «выход за пределы себя», проникновение души человека в мир запредельных сущностей. Состояние вдохновения испытывал при написании своих музыкальных шедевров и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он сетовал, что иногда вдохновение ускользает от него, не дается. «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее».
Максим, смеясь, признается, что ему тоже не чужда обычная человеческая лень. Но он с нею борется, не дает брать верх над собой, не тратит время попусту, не ищет оправдания своим слабостям, а идет вперед в совершенствовании мастерства. И, судя по тому, каким увлеченным, позитивным в оценке того, чем занимается, стремящимся познать непознанное, готовым вложить свою душу даже в то, что иногда пренебрежительно называют ремеслом, кажется человек, можно сделать вывод, что у Максима Пахомова впереди по-настоящему интересные проекты, которые принесут радость не только ему самому, но и окружающим его людям.
Фотографии предоставлены Максимом Пахомовым